"Появлению идеи помог случай: приятелю понадобилось починить молнию на кожаной куртке. Работы на 20 минут, а взяли за нее 100 рублей. Возникла мысль: а сколько же можно заработать на таких "сторублевых" заказах в день? Ровно через месяц порог нашего ателье переступил первый клиент.

Какое-то время ушло на поиск денег (заняли у знакомых), какое-то - на ликбез в юридических вопросах предпринимательской деятельности. Остановились на самом простом варианте - регистрации ПБОЮЛ. Тогда, год назад, для оформления документов необходимо было посетить администрацию района, налоговую инспекцию и Пенсионный фонд. Сейчас -
только две последние организации. Весь процесс регистрации занял 3 дня и не стоил ни копейки - как студента, меня освободили от уплаты госпошлины (около 100 рублей).

Параллельно с этим искали место под аренду. Пришлось объездить полгорода, чтобы найти то, что нужно. Очень маленькое помещение (8 м2), зато с выгодным месторасположением: большой людской поток, рядом много жилых домов. Вдвоем с компаньоном сделали за 3 дня полный ремонт - от выравнивания стен и потолков до крепления светильников в примерочной кабинке. $200 ушло на предоплату месяца аренды. Это слишком много, как мы поняли позже. Сказались отсутствие опыта и спешка.

Оборудование взяли в аренду, затем постепенно выкупили. В целом открытие ателье по ремонту и пошиву одежды обошлось в $600. Через 3 месяца стартовые вложения вернулись в виде прибыли.

Реклама

На рекламу денег не жалели. По заказу нам изготовили 5-метровую вывеску ($70). За неделю до открытия в близлежащих микрорайонах развесили яркие цветные объявления. Не маленькие серые бумажки, а большие цветные листы формата А4. Тираж - 500 штук. Это принесло свои плоды. С первого же дня количество заказов превысило наши самые оптимистичные прогнозы. Стоит сказать об этом особо: есть вещи, на которые денег жалеть не надо (в разумных пределах). В нашем случае с рекламой затраты окупились во много
раз. Любой бизнес, в сфере обслуживания особенно, зависит в первую очередь от клиентов. Поэтому не клиенты должны подстраиваться под наш график работы, а мы - под их графики. Специально ради этого мы открыты до 20.00, чтобы люди, возвращаясь с работы, спокойно успевали зайти к нам.

Персонал

Сейчас в ателье работают три человека. Заработная плата - сдельная. Причем процентная ставка, по которой вычисляется зарплата (от объема выполненных работ), - прогрессивная: чем больше сделал, тем больше причитается. Это один из стимулов к тому, чтобы работать открыто, без "левых" заказов.

Такая проблема доставляет больше всего беспокойства. Мы пытались ее решить следующим образом. Во-первых, зарплата - выше средней по городу, выплачивается раз в неделю. О том, что в случае "левых" заказов последует немедленное увольнение, мы предупреждаем каждого в первый же день работы.

Прецеденты были. Цель? Человек должен дорожить своим местом. Во-вторых, ведется строгий учет квитанций, по специальному журналу можно проследить движение каждой из них. Кроме того, периодически просим знакомых зайти в ателье и сделать заказ. При этом обращаем внимание не только на правильность оформления квитанции, но и на качество
обслуживания.

Наконец, главное: есть смысл в качестве "главного на производстве" ставить своего человека, лучше родственника. Мы использовали эту возможность. Важно, чтобы ему можно было доверять и он знал дело как свои пять пальцев. Без этого сложно организовать и контролировать бизнес".

На заметку: затраты на открытие мини-ателье
  • Аренда за 8 м2 $200/мес.
  • Реклама $90
  • Ремонт помещения $70
  • Оборудование
  • (минимальный комплект) $200
  • Прочие расходы $40 
  • Итого $600
20.10.2004

Василий Марков

Источник: Деловой Петербург