6 основных рисков онлайн-торговли. Что мешает интернет-магазину зарабатывать
 
1. Неверное позиционирование

«На этом валится 99% любых проектов», — отмечает Алексей Кузьмин, владелец интернет-библиотеки Litportal.ru. Вы должны точно понимать емкость рынка, на который вы пытаетесь прийти, сколько там уже работающих конкурентов и сколько возникнет конкурентов в течение года, когда вы будете запускаться. «Самая главная ошибка в позиционировании — это представлять, что вы будете один в чистом поле и все к вам придут», — отмечает Феликс Мучник из softkey.ru.

2. Технические сбои

Никто не застрахован от аварий. И от происков конкурентов. «Мы конкурентов так три раза выключили, и им в хостинге после этого отказали», — рассказывает об использовании DDOS-атак в конкурентной борьбе один из интернет-торговцев. «Услуга» обходится в $100 в день. Что делать? Позаботьтесь о резервном копировании информации. Выберите DDOS защищенный (способный выдержать в ходе хакерских атак частые обращения к серверу) хостинг. Настройте программную платформу и сервер так, чтобы они были способны выдерживать наплыв посетителей. Всегда надо иметь запас мощности и не жалеть денег на развитие серверной группировки. Нагрузка в целом не должна превышать 50% от возможностей программно-аппаратного комплекса, отмечает Кузьмин с Litportal.ru.

3. Ошибки при найме людей

Нужно разбираться прежде всего в технических специалистах. На рынке огромное количество людей, готовых заниматься чем угодно, а стоимость IT-специалистов в России высокая. Результат не всегда может быть ожидаемым. Имейте в виду, что IT-индустрия — одна из самых быстрорастущих отраслей, что привлекло в нее много случайных людей. «Тут должна быть интуиция у руководства и акционеров, чтобы вместо специалиста не нанять колоритный офисный планктон, с высокой зарплатой и безумными амбициями», — говорит Алексей Кузьмин. Если не умеете, обратитесь за помощью к знакомым либо в профильные кадровые агентства.

4. Проблемы платежей

Платежи банковскими картами в России плохо развиты. На переговоры с компаниями, обслуживающими карточные платежи в интернете (ChronoPay, CyberPlat, Assist), может уйти много времени: переписка, сбор необходимых документов и проведение пробных транзакций занимают от 1 до 2,5 месяца, отмечает директор интернет-магазина rubashka-na-zakaz.ru Василий Мунтян.Оплату с помощью SMS удобно использовать при торговле виртуальным товаром. Но нужно приготовить себя и бухгалтерию к возможным задержкам оплаты от операторов, которая достигает до 1,5 месяца после окончания отчетного периода, и высоким комиссиям, которые могут достигать половины списанной с абонентского счета суммы.

5. Проблемы доставки

«Россия — самая большая страна в мире с самой неразвитой структурой доставки», — сетует Оскар Хартманн. Службой с самой развитой сетью отделений в стране по-прежнему остается «Почта России». Несмотря на многолетние усилия по ее реформе, в почтовых отделениях по-прежнему можно встретить очереди. Кроме того, у почты есть список товаров, запрещенных к пересылке. В их числе, например, «предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, пачкать или портить другие почтовые отправления и почтовое оборудование».

Работать со своими курьерами удобнее: им можно доверить исполнение срочных заказов. «Но вменяемых людей, не воров, на эту должность найти очень сложно. Восемь часов мотаться по городу, в переполненном общественном транспорте, на холоде — это отпугивает нормальных людей», — говорит Алена Салбер.

6. Зависимость от контрагентов

От количества и качества поставщиков товара в магазин зависит крайне много. Во-первых, старайтесь диверсифицировать базу поставщиков, чтобы не сильно зависеть от кого-то из них. Во-вторых, оцените их качество: насколько та или иная компания будет способна обеспечить магазин бесперебойным потоком товара. Валерий Ковалев из Holodilnik.ru отмечает, что если вы, например, решили торговать бытовой техникой, то на «бой» при транспортировке от поставщика и на «возврат от покупателей» может уйти от 1% до 3% прибыли. Подумайте заранее, куда девать избыток неликвидного товара.


Сколько может стоить один неосторожный клик. Как интернет-магазины используют персональные данные покупателей

В 2007 году Линда Линдквист купила на сайте MovieTickets.com два билета в кино — для себя и своей 19-летней дочери. На сайте она соблазнилась ссылкой, обещавшей «10-процентную скидку со следующей покупки». Линда кликнула на нее, хотя и не заполняла никаких форм и уж точно не вводила 16-значный номер своей кредитки, после покупки билета.

Год спустя Линда обнаружила, что с ее карточки списано $20 в пользу компании, предоставляющей — судя по описаниям — скидки при покупках и призы за бронирование услуг. Позвонив по телефону компании, она выяснила, что данные ее кредитной карты были получены ими от сайта MovieTickets.com, а общая сумма списания за то время, что она, не зная того, участвовала в программе, составила $320. Деньги ей вернули только через месяц, после того как она пожаловалась в MovieTickets.com.

«Чем больше я думала об этом, тем больше я злилась на них», — сказала Линдквист, выступая перед сенатской комиссией в прошлом ноябре. «Я думала, уважаемый сайт, а они связались с какими-то мошенниками».

Линда стала одной из жертв мошеннической схемы под названием «посттранзакционный маркетинг», стоившей почти $1,5 млрд и ставшей предметом расследования американского сената. Существующие законы позволяют сайту, получившему информацию о кредитной карте, передать ее любому партнеру, предоставляющему услуги на своем сайте.Эта дыра в законе позволила нескольким компаниям списывать деньги со счетов миллионов людей, получив на это не их явное согласие, а всего лишь один клик. Компании делили затем доходы с партнерами, размещающими их предложения, — среди участников схемы были такие гиганты, как Buy.com.

В результате сенатского расследования все компании заявили о том, что отказались от использования посттранзакционного маркетинга и требуют теперь от своих клиентов явным образом ввести все 16 цифр номера кредитки, прежде чем брать с них деньги.

Но даже после громкого разбирательства эта практика остается такой же законной, как была. И отсутствие решительных мер, говорит специалист по законодательству о защите потребителей, профессор Юридической школы Университета Миннесоты Прентис Кокс, означает, что возвращение мошеннических схем — дело времени. Более того, добавляет она, даже повторный ввод 16 цифр можно подать как «подтверждение» последней покупки.

Посттранзакционный маркетинг — только один из тысячи способов мошенничества в сфере электронной коммерции. И хотя создателей схем регулярно ловят и штрафуют, покупателям стоит придерживаться нескольких простых правил выживания.

Урок Линды Линдквист, например, состоит в том, что надо всегда опасаться любых предложений и ссылок, появляющихся после завершения покупки, даже и на уважаемом сайте: продавец имеет право поделиться данными карточки с менее респектабельным партнером.

Более общее правило, говорит профессор Юридической школы Гарварда Бен Эдельман, верно и в интернете, и в жизни: если что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой — так оно, скорее всего, и есть. «Все предложения «бесплатных iPod», «бесплатных телевизоров» и «подарочных карт» — чистое мошенничество», — говорит он. Многомиллионные штрафы ничего не меняют, добавляет он, чтобы убедиться в этом, просто забейте «бесплатный iPod» в поисковую систему.

При совершении покупок на широко известных сайтах риски тоньше. Покупателям, говорит Флоренсия Маротта-Вюрглер из Юридической школы Университета Нью-Йорка, надо внимательно следить за тем, что делают продавцы с их личными данными. Обычно это описано в «политике безопасности» на сайте, и часто там прямо указывают, что могут делиться данными с кем захотят. Кроме того, они могут по желанию менять сами правила.

«Политику безопасности», как выяснила Маротта-Вюрглер, читает только один из тысячи поставивших галочку «я прочитал правила и принимаю их». Поэтому она рекомендует узнавать заранее, что можно сделать с вашими данными, на сайте PrivacyChoice.org, который собирает такую информацию в одном месте.

«Вы соглашаетесь с политикой безопасности, — говорит Маротта-Вюрглер, — а потом она меняется и ваши персональные данные оказываются у всех желающих. Так что никогда не теряйте бдительности. Даже та защита, на которую вы рассчитываете сейчас, может исчезнуть в любой момент».
 
14 апреля 2010
 
Источник: Forbes.ru