В былые времена амурчане ремонтировали обувь часто и в больших количествах, поэтому мастерских по ремонту обуви было много - маленькие открывались чуть ли не в каждом доме, были и большие цеха, сравнимые разве что с фабричными. Везде кипела работа, и ее хватало всем. С приходом перестроечных 90-х ситуация изменилась не в лучшую сторону. Мастерских стало меньше, перечень их услуг заметно сократился. Мастера в основном стали ставить набойки, переклеивать и подшивать подошвы, вставлять молнии в сапоги, в общем, заниматься мелким и средним ремонтом.

НАЧАЛ С НУЛЯ

Учитель труда Геннадий Петрович Велихов (так назвался он нашему корреспонденту) как раз в середине 90-х стал подрабатывать в сапожной мастерской. Дохода, чтобы содержать семью, учительское поприще не приносило, и поэтому со временем пришлось задуматься о том, чтобы вовсе сменить профессию. Решил организовать свое дело, организация которого была занятием трудоемким и поначалу неблагодарным. Немногим тогда сразу удавалось получить отдачу от вложенных сил и средств. На это уходили годы.

Первую пару обуви, принятую в ремонт от какой-то бабули, помнит до сих пор. Да и, конечно же, первые шаги в своем бизнесе. Говорят же про таких - начинал с нуля. Так оно и было. Чтобы арендовать киоск в спальном районе, пришлось продать «жигуленок» и гараж - другого «старта» на тот момент не было. Оформил документы как индивидуальный предприниматель, закупил оборудование и начал трудиться. Долго ждать клиентов не пришлось. Ведь киоск стоял прямо во дворе в центре города.

ВЛЕЗ В КРЕДИТЫ

- Поначалу было очень трудно материально. Занимал деньги у друзей и знакомых, у самого не было средств порой даже на продукты. Влез в кредиты, после несколько лет выплачивал долги, - делится Геннадий.

Все же сочетание цены и качества стало хорошей рекламой сапожной мастерской. Принцип «сарафанного радио» в отдельно взятом микрорайоне работает как нельзя лучше. Об испорченной при ремонте паре автоматически узнает вся округа. Основные клиенты - представительницы слабого пола, и такая «реклама» распространяется со скоростью ветра...

СОЗДАЛ ИМИДЖ

… Сейчас Геннадия Петровича, как ни странно для многих представителей бизнес-сообщества, финансовый кризис не пугает. Конкуренции предприниматель тоже не боится. Клиенты относятся к своему сапожнику примерно так же, как и к стоматологу: менять хорошего мастера не спешат. Кто же доверит любимую пару обуви незнакомому мастеру? Среди клиентов Геннадия много людей среднего достатка, немало и состоятельных.

- Приходят ко мне дамы и приносят порой сразу по пять пар обуви, - говорит мастер. - Признаюсь, с дорогой обувью легче и приятней работать. Во-первых, клиенты ее больше любят, а соответственно и следят за ней лучше, поэтому не доводят до состояния полной разрухи. В таких случаях, как правило, идет профилактический ремонт. Во-вторых, она изначально качественней, ее ремонтировать легче. А вот с дешевой бывает по-разному. Принесут обувь с «бумажной» подошвой, к тому же изношенной, и что хочешь с ней, то и делай. Дешевую обувь клиенты не щадят, и когда приносят ремонтировать, на нее страшно смотреть, не то что чинить. Чаще всего сдают обувь в ремонт в межсезонье, особенно когда речь идет о переходе с осенней обуви на зимнюю. Но летом или зимой работы тоже хватает. Сезонность в нашем бизнесе не играет решающей роли.

ДУМАЕТ ОБ ОТКРЫТИИ ФИЛИАЛОВ

В принципе, предпринимателя многое устраивает. Появилась уверенность в завтрашнем дне. Но хочется еще большего: себя испытать и сделать новое. Велихов замышляет об открытии филиалов своей мастерской. Планы – на конец лета. Но уже сейчас задумывается о том, что не таким важным оказывается теперь запас денег, гораздо больше необходимо терпения.
Геннадий рассуждает:

- Если думать об открытии собственных мастерских-киосков, то арендовать землю у властей непросто. Придется побегать по кабинетам, не скупясь на разные благотворительные цели. После городских или районных чиновников придется пообщаться с сан-эпидстанцией, пожарными, другими службами. В итоге практически вся накопленная за многие годы труда сумма уйдет на «общение» с контролирующими органами.

Друзья рекомендуют выбрать путь попроще - взять помещение в аренду. Правда, сейчас и аренда дорогая, разве что остановиться на старых деревяшках - в таких домах дешевле обойдется.

ЦЕНА ВОПРОСА

По словам предпринимателя, потратиться придется на закупку оборудования, инвентаря. Нужно будет подумать о покупке электроплитки, чтобы разогревать клей, специальной сапожной лапе (на нее надевается сама обувь), приспособлении для отделочных работ и так далее. Самые дорогие инструменты: точило и электродрель. Немало средств уйдет на обувной молоток, кусачки, плоскогубцы, шило и другие инструменты.

Если покупать расходный материал отечественного производства, можно сэкономить до 10 - 20%. Например, самый дешевый полиуретан - лист стоит под тысячу рублей, из него получится подбить две пары мужской обуви и еще хватит на столько же женской. Помимо полиуретана, необходимо купить несколько видов набоечной резины, подошв.

Потребуются еще и нитки. Бобина на 500 м обойдется в 300 рублей. На прошив одной пары достаточно 4 м, а стоимость такой работы - 150-200 рублей. Супинатор в закупке стоит под «десятку». За его замену клиент платит 200 рублей. Заменить каблук стоит почти столько же, сколько и сам каблук - примерно 450 целковых.

О ПРИБЫЛИ

- В нашем деле важную роль играет скорость выполнения работ, - продолжает разговор Геннадий Петрович. - Например, набойки на сапоги я могу поставить за 20 минут, но бывает и так, что приходится возиться часа три. Все зависит от сапога и уровня изношенности. Например, если не спешить, то за день я отремонтирую обувь на 1500 рублей. В ускоренном темпе заработаю около трех тысяч.

Работая в месяц 20 дней при средней загруженности, я получу доход примерно 30 тысяч рублей. Таким образом за первый месяц работы получится отбить первоначальные затраты, аренду и еще хватит на закупку расходного материала. Вычитая из 30 тысяч первоначальные затраты и аренду, получаем прибыль примерно в 18 тысяч. Еще 8 тысяч тратим на закупку расходного материала, необходимого для работы в следующем месяце. Чистая прибыль в первый месяц работы 10 тысяч. В дальнейшем при средней загрузке можно зарабатывать в полтора-два раза больше (за вычетом аренды и закупки расходного материала).

Ну а главное, хочу скооперироваться с друзьями и в одном арендуемом помещении организовать оказание других видов услуг. Например, ремонт телевизоров или холодильников.
Если все необходимые услуги предоставлять организованно и в одном месте, населению было бы удобнее, - уверен Геннадий Велихов.

СОВЕТЫ ОТ ВЕЛИХОВА:

В рыночных отношениях любой полезный навык, знание или умение при грамотном применении могут стать источником дополнительного приработка, а то и полновесным солидным заработком.

Постепенно, при желании или, как говорится, отсутствии другой альтернативы, вы можете начать серьезно заниматься любимым делом, организовав собственную мастерскую.

Не бойтесь отсутствия специальных знаний в собственном деле: главными секретами успеха являются добросовестность в работе с партнерами и стремление к самообразованию.

Не зацикливайтесь на достигнутом, пусть ваше нынешнее дело окажется стартом для новых начинаний.
 
5 мая 2009