В Петербурге работает больше 200 зоомагазинов и торговых точек, не считая специализированных отделов универсамов.
 
Ниша сделает бизнес стабильным

Как открыть магазин зоотоваров

В Петербурге работает больше 200 зоомагазинов и торговых точек, не считая специализированных отделов универсамов.
Хотя конкуренция в этом виде бизнеса высокая, есть районы, в которых ощущается недостаток специализированных магазинов и ларьков с зоотоварами. С другой стороны, магазин может пробиться на рынок, заняв свою узкую нишу, - например, сделать ставку на эксклюзивный живой товар: продавать редких рыбок или животных.

1 шаг

Процедура открытия зоомагазина начинается с регистрации предприятия - ПБОЮЛ или ООО.

В графе "сфера деятельности" стоит записать не только розничную торговлю, но и оказание услуг населению - сюда входит консультационная деятельность, выездная торговля. "Это пригодится, если покупатель захочет не просто купить аквариум, но и закажет его доставку, установку и обустройство", - говорит директор магазина "Амазонка" Ирина Игнатьева.

Размещение магазина очень важный вопрос. Иногда магазинчик, расположенный где-нибудь в спальном районе, дает большой доход, который перекрывает доход магазинов в центре города. Главное, что нужно предусмотреть, - отсутствие рядом конкурентов, которые торгуют тем же набором товаров. Например, перспективны пригороды Петербурга и районные центры Ленобласти: Колпино, Всеволожск, Пушкин, Ломоносов. Минимальная площадь - от 16 м2.

"Выручка будет расти в зависимости от площади магазина, но только в том случае, если вы сможете обеспечить достаточный ассортимент", - советует Ирина Игнатьева.
Для торговли товаром, подлежащим лицензированию (живыми кормами, кормами для собак и кошек, вакцинами и др.), необходимо получать лицензию. Не требуется лицензии для продажи амуниции, аквариумов и др. Справки на животных должны быть обязательно, нужно следить за правильностью их оформления, поскольку нередко требования меняются.

2 шаг

Для того чтобы начать дело, нужно как минимум $10-20 тыс. Окупаемость в среднем - 1,5-2 года.

При товарообороте в 90 тыс. рублей в месяц прибыль может составить примерно 20 тыс.

Успех зоомагазина во многом зависит от выбранной специализации и ассортимента продукции. Наибольшую прибыль приносят товары собачье-кошачьего ассортимента, однако здесь очень велика конкуренция. В последние 5 лет стала приносить прибыль аквариумистика.

"Например, мы не занимаемся кормами для кошек и собак. В районе станции метро "Горьковская", где мы располагаемся, находится еще четыре магазина, которые торгуют подобной продукцией. Мы решили не конкурировать с ними и заняли свою нишу - специализируемся на рыбках, в том числе на редких, которых нет в других магазинах, и на аквариумах. Также мы торгуем кормами и ветпрепаратами для рыб, оборудованием для аквариумов и др. Я занималась рыбками больше 10 лет, в этом деле у меня большой опыт и хорошая репутация. Поэтому к нам приезжают не только покупатели со всего Петербурга, но и из других городов России", - говорит Ирина Игнатьева.

В Петербурге около 20 крупных оптовых фирм, торгующих зоотоварами, - "Агидис", "Биосфера", "Джина", "Золотая рыбка", "Живой уголок" и др.

"Я советую не останавливаться на товарах одной фирмы, лучше покупать продукцию в разных фирмах, так как есть возможность выбирать, где дешевле. Для заключения крепких связей директору лучше ездить к оптовикам самому, так как есть специалист, который смотрит новый товар, обменивается опытом с коллегами, - говорит Виктор Головцев, заместитель директора магазина "Амазонка". - Многие оптовые фирмы, к сожалению, доставляют товар довольно плохо: могут не доложить товар, затянуть сроки выполнения заказа".

3 шаг

Законом установлено, что в штате зоомагазина обязательно должен находиться ветврач.

Он может либо постоянно присутствовать как продавец или находиться на приеме в магазине. При этом хорошо бы уведомить покупателей о часах приема ветврача. "Престиж магазина от этого только растет, - считает Ирина Игнатьева. - Найти такого сотрудника не проблема, сейчас ветврачей больше, чем спрос на них".

Как минимум магазин должен иметь две смены продавцов по два человека. "Подбор кадров - один из самых ответственных моментов в этом виде бизнеса. От их квалификации, знания зависит очень многое, - отмечает Ирина Игнатьева. - Продавец должен хорошо разбираться в продукции, которую продает, при необходимости дать совет. Иногда в ущерб себе можно порекомендовать покупателю не дорогой, а более дешевый ветпрепарат, который будет не хуже. Покупатель останется доволен и, поняв, что вы что-то в данном деле понимаете, придет сюда и в следующий раз. В среднем по городу зарплата продавца в зоомагазине - $100-170. Как правило, людей привлекает удобный график работы - неделя через неделю или два дня через два".
"Хорошо, если директор магазина периодически сам работает как продавец. Я встаю за прилавок достаточно часто, это позволяет всегда быть в курсе того, что хотят покупатели, - говорит Ирина Игнатьева. - Обязательно надо выделить часть товара для дегустации. Пусть стоит килограммовый пакет с кормом. Хозяин даст попробовать своему коту или собаке и решит, покупать товар или нет".
 
На этом виде бизнеса сильно сказывается сезонность. Спад продаж отмечается в летнее время и в новогодние праздники. "Но зообизнес - дело тонкое. Как-то привез шиншиллу - мы продали ее буквально на следующий день, я привез еще одну - тоже сразу ушла. Привез сразу две шиншиллы, и они зависли надолго, хотя был сезон", - говорит Виктор Головцев.

4 шаг

Большое значение имеет оформление магазина. Когда покупатель заходит в магазин, он должен точно определить его специфику.

"Нужно так оформить магазин, чтобы человеку было сразу понятно. У нас, например, магазин оформлен в сине-черной гамме, на этом фоне хорошо смотрятся рыбки. Также надо оформить отдельную витрину с товарами для кошек, отдельную - для собак. Хорошо разместить на стенах, прилавках наглядную и справочную информацию, даже карикатуры и др.

"Это привлекает внимание и нередко предупреждает вопросы посетителей, - считает Ирина Игнатьева. - Например, посетители часто спрашивают про пираний, хотя редко кто их покупает. Поэтому мы не держим этих рыб в аквариумах, но на стенке у нас висит фотография этого хищника, коротенькая справка о нем. Это дает возможность, с одной стороны, удовлетворить интерес посетителей, с другой - не упустить клиента, который захочет пиранью приобрести. У нас также есть целые альбомы с фотографиями рыб, водных растений, аквариумов и др., которые мы продаем под заказ".

5 шаг

Продвинуть магазин можно с помощью небольших, но заметных в вашем районе рекламных акций.

"Любую чистку аквариума в зоомагазине можно превратить в рекламную акцию, - делится опытом Ирина Игнатьева. - Многие, например, не заводят аквариум, потому что боятся, что не смогут ухаживать за ним. А владельцы аквариумов тоже не всегда знают о новинках. Хорошо устраивать регулярные рекламные акции с использованием нового оборудования. Я, к примеру, регулярно чищу аквариум с помощью какого-либо нового приспособления - пусть посетители посмотрят. Из десяти человек примерно половина затем покупает это устройство".
В магазине обязательно должен висеть список товаров, которые согласно закону возврату не подлежат.

"Можно вывесить объявление примерно такого содержания: "Магазин является частной собственностью, и вам может быть отказано в обслуживании без объяснения причин". Например, однажды мы отказались продавать хомячков девочкам. Мы узнали, что они покупают животных, чтобы поиздеваться над ними. Нужно уметь оградить людей от бездумных покупок", - считает Ирина Игнатьева.

Рейтинг

товары зоомагазина, пользующиеся спросом
  • Корма для собак
  • Корма для кошек
  • Наполнитель для кошачьих туалетов
  • Средства от насекомых и клещей (в т.ч. ошейники)
  • Шампуни для животных
  • "Косточки" и другие лакомства, игрушки
  • Амуниция для собак
  • Переноски для кошек, клетки и др.
Источник: Ассоциация предприятийзооиндустрии

На заметку
  • Минимальные расходы на открытие зоомагазина площадью 20 м2
  • Аренда от $1тыс. в месяц
  • Оборудование магазина (витрины, холодильник и др.) от $5 тыс.
  • Зарплата (директор, бухгалтер, четыре продавца) от $1тыс.
  • Закупка товара от $3 тыс.
  • Итого от $10 тыс.
2004