Весной сотни тысяч дачников принимаются за благоустройство своих приусадебных участков. А люди, наделенные предпринимательской жилкой, присматриваются к постоянно растущему дачному и коттеджному рынку. Ландшафтный дизайн и связанные с ним услуги - бизнес, все более востребованный. Однако есть здесь и немало подводных камней. Своим опытом работы в сфере садового дизайна, благоустройства и озеленения с читателями "Бизнес-журнала" поделился Николай Бахмат, генеральный директор фирмы "Мэгли".

1. Создавайте универсальную фирму! 
 
Еще не так давно фирм, специализирующихся на ландшафтном дизайне, не было как таковых, а за благоустройство участков брались все, кому не лень. Нередко этим "занимались" строители. Они могли побросать какие-то семена в утрамбованную сапогами глину и воткнуть в лунки саженцы деревьев в надежде на то, что природа в итоге возьмет свое. Однако с началом коттеджного строительства в России, то есть примерно с 1996 года, ландшафтный дизайн быстро начал превращаться в весьма востребованную услугу.

Хотите создать подобный бизнес? Если так, у вас несколько путей. Нередко свою компанию открывает профессиональный дизайнер: набирает людей, закупает оборудование, а сам выступает в качестве идеолога и "художественного руководителя". С другой стороны, есть примеры, когда строители, сколотившие собственную бригаду и получившие богатый опыт работы, нанимают профильных специалистов - дендрологов, дизайнеров. И выстраивают в итоге отдельный бизнес.

Оба пути в случае успеха могут привести к созданию фирмы наподобие нашей. А именно компании, предлагающей полный спектр услуг - всё, что так или иначе касается ландшафтного дизайна. Газоны, посадки, мощение дорожек, дренаж, водостоки, электричество, наружное освещение, беседки, малые архитектурные формы, фонтанчики, ручьи, цветники, автоматический полив… Список велик, что и говорить.

Да, на рынке есть узко специализированные фирмы, занятые, например, только автоматическими поливными системами. Или же исключительно посадками деревьев и других растений. Однако выгоднее все же создавать фирму именно универсальную. Опыт показывает, что клиенты предпочитают обращаться к тем, кто может решить сразу несколько проблем - в комплексе.

2. Уход за участками - пустующая ниша

Как ни странно, в России практически нет фирм, занятых уходом за участками. А ведь это весьма интересное направление для начинающего предпринимателя - ниша практически пуста. Правда, проблема состоит в том, что многие потенциальные заказчики до сих пор не осознали, что садовник - это специалист. Обычная история: состоятельные люди, вроде бы заботящиеся о дизайне своего приусадебного участка, нередко пытаются превратить в садовников своих водителей или охрану. Полить участок, сделать какие-то работы... Эффект же, как правило, оказывается плачевным.

Но мир меняется. И постепенно приходит осознание, что квалифицированный уход за участком - удел профессионалов. И что именно от этого зависят 80% успеха.

При должной активности на данном сегменте рынка можно "попасть в струю". Но учтите: наш бизнес очень… кропотливый. Придется содержать большой штат опытных садовников, а главе фирмы самостоятельно объезжать объекты, проверять, руководить… Строго говоря, далеко не все клиенты могут позволить себе такую роскошь, как содержание садовника, которому нужно платить 400–500 долларов в месяц. Но работы компании, предлагающей подобные услуги, должны цениться еще дороже. Не пытайтесь играть на низких ценах. Лучше подсчитайте все заранее. Иначе легко оказаться "в минусе".

3. Дизайнер - всему голова

Если по профессии вы не дизайнер, однако решили начать этот бизнес, знайте: главные люди здесь, ключевые фигуры - именно дизайнеры! Они не просто исполнители чужих идей, а - "генераторы". Имейте в виду: сегодня немало бывших студентов, только-только окончивших институт и наделенных невероятными амбициями. Вот только на практике оказывается, что чаще всего новоиспеченные дизайнеры и в подмастерья-то к опытному специалисту годятся лишь с оговорками!

Дизайнер - не просто спец по "красоте". Он должен разбираться в растениях, обладать приличным багажом знаний в области дендрологии: некоторые растения не сочетаются, какие-то - не растут вместе, а бывает, что, посаженные вместе, они просто убивают друг друга. Порой растения, предложенные клиенту неопытным дизайнером, плохо приживаются в России. Но риски-то в итоге ложатся на фирму!

Дизайнеры должны быть еще и хорошими психологами. На мой взгляд, настоящий дизайнер - это 50% творчества и 50% умения общаться с клиентом. Искусный художник убедит клиента в чем угодно. А это - умение продавать.

Что касается числа работников, то все зависит от объема работ. Если компания намерена расти, то понадобятся дендрологи (их задача контролировать посадки), прорабы, строители. Кстати, придется учесть и сезонность. У нас, например, есть два режима работы - зимний и летний. В зимний период костяк фирмы сохраняется на зарплате - сотрудники, их около двадцати человек, прорабатывают будущие проекты. А вот летом к нам подключаются строители, и тогда состав достигает 80 работников.

4. Рекламируйтесь в специализированной прессе

Для продвижения нашей фирмы на рынке мы используем специализированные журналы. На мой взгляд, они "работают" лучше всего. Причем вы можете поместить рекламу не только в журналах по ландшафтному дизайну, но и в изданиях, посвященных недвижимости, а их сегодня всё больше. Неплохой площадкой оказываются и такие журналы, как "Идеи вашего дома". Устойчивая, мотивированная аудитория - это то, что нужно. И благодаря такой рекламе к нам пришло уже немало заказчиков. Правда, тут идет особый клиент - знающий, чего хочет, в том числе способный выбрать дизайнера и по почерку. И это далеко не те люди, что попросту обзванивают фирмы в поисках менее занятых и "более дешевых" специалистов.

И все же значительное число новых клиентов приходит к нам по рекомендации от прежних заказчиков. Так что, как ни банально это звучит, ваша репутация - это ваше будущее.

Есть у нас и своя страничка в Интернете, причем постепенно поток клиентов "из Сети" нарастает. Щитовую рекламу мы не размещаем. Точно так же не советую идти на радио и ТВ - слишком уж велики расходы и далеко не всегда оправданные. Простая расклейка объявлений в коттеджных поселках даст куда больше.

Да, не забудьте создать свое портфолио, фотографируйте! Со временем наберется приличная коллекция ваших работ, которую можно будет демонстрировать потенциальным клиентам.

5. Строителей - под контроль!

Никогда не рассчитывайте полностью на бригаду строителей. Такова жизнь. Хорошо, если глава молодой компании - специалист в области строительства и дизайна. Это позволяет контролировать и направлять работу нанятой бригады. И только так вы получите именно то, чего хотели.

Кстати, я уверен, что в малом бизнесе вообще невозможно полагаться на кого бы то ни было. А значит, глава фирмы просто обязан понимать самую суть бизнеса. Как показывает практика, малый бизнес как раз тем и характерен, что руководитель, засучив рукава, вникает абсолютно во всё, в любые процессы! Сколько бы у вас ни было помощников, их требуется контролировать. А значит, нужно разбираться в предмете. Так что пока у вас не сформировалась команда, которой вы можете доверять, как самому себе, - контролируйте, контролируйте и еще раз контролируйте!

6. Стартовые затраты невелики

Мы начинали с 10 тысяч долларов. В ценах 1996 года. На эти деньги купили грузовую "Газель", которая стоила тогда 7 тысяч (она и сейчас столько стоит), приобрели бетономешалку, "болгарку", дрель и еще кое-какие мелочи. Не было никаких компрессоров, погрузчиков... Вся наша техника помещалась в обычном гараже. Ну и, конечно, платили за аренду офиса.

Итак, на первом этапе вам тоже достаточно одной "Газели" для разъездов и перевозки оборудования. Средств малой механизации поначалу может быть не много. Главное, чтобы сам предприниматель был настоящим организатором. Понадобились земля, щебень, песок - поехали, договорились. Нужны растения - значит, снова ехать, договариваться и покупать. Так что если говорить об оборудовании, то 10 тысяч для начала хватит и сегодня. Ну а дальше всё в ваших руках.

7. Офис как отражение заказчика

Аренда помещения… Здесь многое зависит от ваших амбиций. На рынке есть "частники", что работают на домашнем или мобильном телефоне и сами выезжают к потенциальным заказчикам. А есть фирмы, которые не жалеют денег и снимают вполне приличный офис, принимают там клиентов, презентуют свои портфолио и вообще всячески демонстрируют собственную солидность. Все это, как ни крути, играет роль в принятии клиентом решения - соглашаться на ваши услуги или нет, вносить предоплату или еще раз подумать.

Впрочем, немало заказчиков можно покорить и иным способом. Например, приехать в поселок и превосходно "сделать" один участок. А затем зайти к соседям первого клиента и предложить свои услуги. Многие соглашаются…

И все-таки со временем каким-нибудь офисом обзавестись придется. Хотя бы для того, чтобы нормально вести бухгалтерию.

8. Не заключайте долгосрочных контрактов с поставщиками

Наш бизнес отличается от других направлений, где многое определяют отношения с поставщиками. Конечно, важно наладить контакты с фирмами, у которых вы планируете регулярно делать закупки. Более того, со временем вам, возможно, понадобятся и эксклюзивные элементы, поставщики будут специально приобретать их для вас за границей. Но на первом этапе этого не нужно. Кроме того, разнообразие заказов не позволяет загадывать вперед надолго. Наконец, доля растений в рамках типичного проекта по ландшафтному дизайну далеко не столь существенна. Да и растения бывают разными, а значит, придется работать со множеством фирм. В общем, расширяйте круг знакомств, узнавайте - где, что, почем. И не стремитесь к прямым долгосрочным контактам - рынок поставщиков достаточно обширен. Спустя некоторое время поставщики сами пойдут к вам с предложениями.

9. Соблюдайте пропорции зелени и камня!

У разных фирм, действующих на этом рынке, - разные представления о соотношении зелени и камня на участке клиента. Если фирма торгует растениями, завозит их напрямую, то, естественно, будет стараться выполнить дизайн в более "ландшафтном" стиле - минимум дорожек, максимум растений.

Однако есть и другие подходы. Дело в том, что "зеленый" дизайн хорош поздней весной, летом и ранней осенью. Но, учитывая особенности российского климата, имеет смысл выполнить также красивое мощение, провести по саду дорожки. Осенью листва опадет, деревья оголятся, а вид участка все равно будет аккуратным и привлекательным.

Если заказчик хочет "уложиться" в определенную сумму - помогите ему в этом. Наш бизнес это позволяет. Предложите при составлении сметы более дешевые растения, "бюджетные" варианты покрытия... И учтите: если по всем признакам клиент готов потратить большую сумму на ландшафтный дизайн единожды, но не планирует специально ухаживать за участком, следует подобрать ему такой стиль оформления, который в дальнейшем потребует минимального ухода.

10. Ищите большие заказы!

Крупные фирмы ведут между собой борьбу за большие заказы, за солидного клиента. А значит, не уделяют пристального внимания малым участкам. А для начинающей компании это лучший формат для обретения опыта. Старайтесь подыскивать клиентов не очень далеко друг от друга. В идеале это 2-3 участка в одном коттеджном поселке.

И все же с точки зрения развития бизнеса крупные заказы - более прибыльны. Даже не потому, что там "больше денег", а потому, что работы на большом участке куда проще организовать. На маленьком участке нужно задействовать не менее трех человек, ведь есть определенная последовательность дел. А 10 сотрудников вы не привезете туда - их нужно где-то разместить, наладить быт. Или возить из города, а это накладно. Наконец, с точки зрения трудозатрат привезти полмашины земли или целый грузовик - одно и то же. А себестоимость - выше. Так что в перспективе ищите крупные заказы. Не бойтесь за них браться и… делайте свою работу красиво!
 
Источник: журнал "Бизнес-журнал" №8 от 27 Апреля 2004 года