Хорошо, если ваши четвероногие питомцы столь же самостоятельны, как небезызвестные Матроскин и Шарик, — отправил в деревню, а сам езжай к теплому морю. Обычно все сложнее: на время отпуска их нужно пристраивать к родным–знакомым. Другой вариант — найти зоо–отель, где вашу живность возьмут на постой. Осталось выяснить, какова цена вопроса.

В той или иной форме отели для животных есть во всех крупных городах России — Санкт–Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Перми, Челябинске и др. Но цивилизованным рынок можно назвать только в столице и Подмосковье.
 
 
Понятие «зоогостиница» для России относительно новое. Подобные заведения стали появляться у нас в начале 1990–х. В 1997 году государство ввело лицензирование для этого вида бизнеса, и число «постоялых дворов» для животных резко сократилось. С одной стороны, это было неплохо, потому что в то время наряду с приличными заведениями «зоогостиницами» назывались и жуткие, грязные закутки в гаражной зоне, где оставлять животное было даже страшно, и просто квартиры, которые отдельные граждане использовали для «передержки животных». Впрочем, и отмена лицензирования в 2005 году не привела к расцвету бизнеса зоо–отельеров. К тому времени арендные ставки в Москве выросли настолько, что поставили под сомнение рентабельность подобных предприятий.

Так что сегодня в черте города гостиниц для животных в чистом виде — буквально единицы. Среди них можно отметить, например, гостиницы для собак и кошек «Ганхор» в районе Варшавки, «Бастет» в Кузьминках и кошачьи гостиницы Cat`s Dream Hotel и «Зоохутор». Помимо них, некоторые ветеринарные клиники в качестве дополнительной услуги также предлагают «постой» для четвероногих. Впрочем, такой формат правильнее было бы назвать «пунктами передержки», поскольку «зоогостиничный департамент» ветклиники обычно представляет собой несколько «номеров» — клеток, установленных в одном из кабинетов.

Сегодня гостиничный бизнес для животных (особенно смешанные гостиницы для собак и кошек) территориально заметно сместился в сторону Московской области. Большинство отелей, обслуживающих столичных постояльцев, находится в 60–километровой зоне за МКАД. По оценкам директора кинологического центра «Ордынцы» Юрия Карепина, всего в Москве и области имеется порядка 30 гостиниц для животных, из них крупных, насчитывающих от 20 номеров, — не более десятка. Кроме того, на рынке работают до сотни частников, оказывающих услуги по «передержке» на дому. Общий номерной фонд, как показывают исследования отдела маркетинга Cat`s Dream Hotel, — от 500 до 1 000 номеров.
 

Гостиница, как правило, интегрируется с другими видами зообизнеса. Многие подмосковные гостиницы, к примеру, возникли на базе питомника, центра дрессировки собак или ветеринарной клиники.

Некоторые зоо–отельеры придерживаются принципов раздельного размещения своих постояльцев, организуя «чисто кошачьи» (реже — «чисто собачьи») гостиницы, чтобы животные не нервировали друг друга. Но преобладают заведения смешанного типа, когда на участке имеется и «кошкин дом», и комфортабельная «псарня», либо это части одного помещения с отдельным входом.

В Москве существует и отель для экзотических животных «Террарий», созданный на базе зоомагазина. Крокодила туда, может, и не возьмут, а вот жабу или геккончика приютят. На рынке есть и неосвоенные ниши. В частности — нет гостиниц для птиц, рыб и домашних растений. На Западе эти сегменты уже заняты, и компании, работающие в них, прекрасно себя чувствуют.
 


По оценке Максима Киввы, начальника отдела маркетинга гостиницы Cat’s Dream Hotel, гостиничный рынок в ближайшие три–четыре года ожидает бурное развитие с заполнением всех ниш и увеличением объема до 3–4 миллионов долларов в год, что связано как с развитием туризма в стране, так и с распространением информации об услугах отельеров. Временное содержание животных — сложный бизнес прежде всего потому, что в дополнение к конкуренции приходится прилагать определенные усилия по созданию рынка, которого пока еще фактически нет.
 
6 Июня 2006 года