Эта статья создана на советах и особенностях личного опыта, которыми любезно поделился с читателями журнала «Русский стартап» владелец сети чайных магазинов «Китайский чай» из Подмосковья Иван Перегудов.

Важный совет от Ивана №1

Многие начинающие предприниматели, открывая свой чайный магазин, думают, что самое главное – это бизнес-план, красивая вывеска, современное помещение, улыбчивый и культурный персонал и т.д. Я не спорю – это действительно все очень важно, но это совсем не главное. Главное – ваши покупатели. А вернее это база ваших покупателей. Если у вашего магазина нет такой базы и ее неоткуда взять лучше бизнес не начинать. Не вывеска и не проходное место рулит, рулит в чайном бизнесе любители чая, особая каста людей, люди которые понимают чай, любят его и которые на край света поедут, чтобы купить даже щепотку чая. Те, кто в ваш магазин не пойдут, ни за какие коврижки, (и их даже бесполезно зазывать к себе) покупают чай в «Ашане» или в «Дикси» и совсем не парятся на счет его качества и вкуса

Из всех жидкостей, потребляемых человечеством, чай занимает второе место, уступая только питьевой воде. Это уникальный, полезный, богатый витаминами напиток. И о том как начать чайный бизнес рассказывается в этой статье.

Чай классифицируют по нескольким признакам:
  • по цвету – черный, зеленый, белый, желтый, красный;
  • по методу механической обработки – рассыпной (байховый), прессованный (в виде брикетов), быстрорастворимый (экстрагированный – привычные чайные «пакетики»);
  • по размеру листа – крупно-, средне-, мелколистовой (гранулированный);
  • по способу упаковки: фасованный и россыпью на вес;
  • по составу ингредиентов – чистый чайный лист, чайные купажи (смеси из нескольких сортов), травяные, фруктово-ягодные миксы, чаеподобные напитки из южной Африки (хонибуши, ройбуши), не содержащие танин, кофеин.
На долю черного чая приходится 90% рынка, остальные 10% принадлежат зеленому и другим сортам.
Дешевый чай-заменитель в пакетиках постепенно сдает свои позиции по сравнению с потреблением качественного, натурального, крупнолистового вида, спрос на который за последние 3 года вырос на 90%.

Первое место в мире по импорту чая занимает Россия.

Топ-7 мировых поставщиков (в порядке убывания объемов экспортируемой продукции) – Шри-Ланка, Индия, Китай, Кения, Вьетнам, Индонезия, Азербайджан.

Чай покупают практически круглый год.

Пик продаж наблюдается в холодный, зимний период, летом – небольшой спад, в этот период вместо традиционных сортов увеличиваются объемы продаж легких фруктово-ягодных, травяных смесей. Прирост на эти напитки составляет около 10% ежегодно.


Преимущества бизнес-идеи:
  • высокий и стабильный спрос на продукт;
  • относительно долгий срок хранения товара;
  • отсутствие сезонных спадов;
  • выгодная наценка – от 100 до 150%;
  • тенденции роста потребления дорогих чаев;
  • перспективы расширения от одной точки до сети чайных магазинов.
Недостаток:
  • высокая конкуренция.
На открытие торговой точки потребуется стартовый капитал от 10 до 40 тысяч у.е. На размер первоначальных инвестиций очень сильно влияет выбранный формат ведения бизнеса, способ закупки сырья, регион, место размещения и размер магазина, широта представленного ассортимента, вложения в интерьер и другие факторы.


Формат торговой точки может быть следующим:

1) магазин с дегустационным залом. Преимущества – дает возможность покупателю в процессе чайной церемонии определиться с покупкой, позволяет разместить большой ассортимент товара, открывает перспективы для расширения. Недостатки – требует больших площадей, самый затратный вариант для предпринимателя. Оптимально размещение в центре города, в месте с максимальной проходимостью.

2) специализированный, уютный бутик площадью 10-15 кв.м. Эффективное месторасположение – центр, бизнес-район, близость к офисным зданиям, крупный спальный район. Плюс – меньшие расходы на аренду, минус – средний ассортимент из-за ограниченной площади.

3) небольшой ларек или островок на территории ТРЦ. Если это киоск, то его размещают возле станций метро, рынков, площадей. Минусы – узкий выбор, отсутствие или ограниченный набор элитных и дорогих сортов, плюсы – минимальные вложения.

Важный совет от Ивана №2
Итак, продолжая тему первого моего совета, вы должны, прежде всего, решить для себя три базовых момента: наращивание клиентской базы чайного магазина, управление этой базой и учет. При этом под наращиванием клиентской базы магазина я имею ввиду не только реальное наращивание (увеличение количества), но и удержание тех клиентов, которые уже стали вашими покупателями. Удержание клиента – это не менее трудная задача, как и привлечение. Конкуренция в чайном бизнесе огромная и вашим клиентам необходимо давать все новые и новые «ощущения». О своих клиентах необходимо помнить и думать чуть ли не ежеминутно.

Аренда площади в 30 кв.м. под чайный бутик обойдется в среднем в 2 000$. Около 5-7 кв.м. выделяется под склад. Это должно быть темное, сухое, теплое помещение.

Еще около 3 000$ необходимо будет потратить на ремонт, обустройство, дизайн интерьера, закупку витрин и прилавков.

Потенциал потребителей чая и кофе в России. См. рис:
потенциал потребителей чая в России
Таблица потенциала потребителей чая в России
 
А также вы узнаете, важные показатели Прирост участников рынка чая и кофе по данным I квартала 2014 по отношению к I кварталу 2013 года:
Прирост участников рынка чая
Таблица прироста участников рынка чая


Смотрите видео Бизнес-план чайной лавки от А до Я


Чайный магазин как бизнес, который всегда успешен

Оборудование

Стеллажи, полки, витрины, стеклянные или жестяные емкости для чая, кассовый аппарат, весы. Расходы – 2000-5000 долларов. Стоит уделить внимание упаковке, разработать по собственному дизайну бумажные пакеты, подарочные футляры, коробки. Ведь чай, особенно дорогой и коллекционный, часто приобретают в качестве подарка.


Персонал

Число сотрудников зависит от размеров торгового зала. Как правило, штат небольшого чайного бутика – это администратор,продавец. Зарплата продавца-консультанта составляет около 300$ + процент от продаж, это мотивирует, исключает текучку, недобросовестность работы.

Основные требования к персоналу – осведомленность, коммуникабельность, приветливость, индивидуальный подход к каждому клиенту. Качественный сервис – залог успеха и гарантия того, что покупатель вернется снова.

Поэтому продавцы чайного бутика проходит обучение, изучение спец. литературы по истории чая, странам происхождения, различиям, технологии заваривания и прочим нюансам чайного дела.


Поиск поставщика

Можно заниматься ввозом чая самостоятельно, установив контакт напрямую с лицензированным поставщиком из Китая, Индии и других стран. Понятно, что для этого необходимо свободное владение английским языком, опыт работы с брокерскими и таможенными компаниями.

На каждый вид товара потребуется получение сертификата соответствия. Другие предприниматели ищут поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, посещая международные выставки.

Импортировать чай своими силами выгодно только при наличии сети из нескольких магазинов. Начинающей бизнес компании рациональнее найти партнера-оптовика в рамках своей страны.


Доход и продвижение

Небольшой магазин вместит до 50 сортов чая на развес. Крупный – до 200. Из них основную долю продаж дает 20 ходовых видов.

Доход чайного магазина при грамотном маркетинге, активном продвижении может составлять 10 000 у.е. в месяц с товарооборотом в 200-250 кг чая, и это не предел.

Ведь в бутике могут быть представлены эксклюзивные, коллекционные сорта и премиум-чаи, стоимостью от 100 до 1000 долларов за 1 кг, на которые не так часто, как хотелось бы предпринимателю, но находятся покупатели.

60% посетителей чайных магазинов становятся постоянными клиентами. Для них разрабатываются специальные, стимулирующие покупки условия – клубные карты, скидки, подарки, бонусы, раздаются тестеры новинок и пр.

Важный совет от Ивана №3

Еще один важный момент – реклама. Что на вывеске вы напишите или нарисуете то и получите. Что я хочу сказать? Поток людей в ваш магазин во многом зависит от того какое направление вашего бизнеса «задано» на вывеске предприятия и в презентационных материалах. Например, написав: «Чайные церемонии» или “Бесплатные дегустации” вы получите один поток покупателей в магазин. Написав: «Китайский чай» или «Натуральный чай из Китая» вы получите совершенно другой поток потребителей. Если вы напишите, что продаете просто чай известных марок, и в рекламе будете использовать графику известных чайных брендов, получите третий поток. И все эти потоки будут разными.


Дополнительные источники дохода:

  • продажа чайных аксессуаров;
  • стеклянных, керамических, фарфоровых чайников и чашек;
  • ситечек, калебасов, ложек, емкостей для хранения чая, чайных сервизов;
  • реализация сопутствующих чайной церемонии продуктов – модных видов сахара, сладостей, джемов, печенья.
Чай – покупка чаще всего не планируемая, яркая вывеска, оригинальное оформление витрины, наружная реклама и продвижение в Интернете – все это привлекает посетителей.

«Три кита», которые гарантируют успех чайного бизнеса – широкий ассортимент товара различного ценового диапазона, удачное расположение магазина, высокий профессионализм продавцов-консультантов.

Источник: Русский Start-Up
18.02.2015