За 2 года в Петербурге и Ленобласти не менее чем в 4 раза увеличилось количество игроков в пейнтбол.

Пейнтбол как спорт и составляющая индустрии развлечений постоянно развивается, о чем говорит появление на рынке новых пейнтбольных клубов, поставщиков оборудования и производителей камуфляжа. Если к этой игре подойти с практической точки зрения, то есть как к бизнесу в сфере услуг, при правильном подходе можно создать рентабельный проект.

"У клуба может быть несколько направлений работы, или же он может специализироваться на одном из них, - рассказывает Ринат Габидуллин, президент холдинга Paintball XXI. - Например, это спортивное направление, тактическая подготовка, тренировка силовых и охранных структур и проведение корпоративных мероприятий. Также клуб может участвовать в организации выездных игр и зарабатывать на продажах оборудования для пейнтбола".

Большинство пейнтбол-клубов открывают для проведения развлекательных игр, среди которых лидируют корпоративные мероприятия. Оборудование для подобных игр на порядок дешевле, чем для организации спортивных турниров.

"Сейчас дирекции различных компаний стараются необычно развлекать сотрудников, в том числе используя экстремальные методы: пейнтбол, картинг, верховую езду, - отмечает Сергей Федоров, администратор пейнтбольного клуба Action (ООО "Колизей"). - Количество корпоративных игр в пейнтбол в последнее время заметно увеличилось, играют различные компании: от адвокатских контор до строительных фирм. Сегодня на пейнтболе в Петербурге можно построить успешный бизнес, о чем говорит появление новых пейнтбольных клубов".

По данным ООО "Биг Геймс" (46247)*, многие западные компании, такие как Ford и Mitsubishi, используют пейнтбол не только как вид корпоративного отдыха для персонала, но и как средство выявления способностей работников к принятию решений, умения вести себя в стрессовой ситуации, управления людьми и т. д.

В Петербурге пострелять друг в друга шариками с краской уже успели представители брендов Coca-Cola, Heineken, Chupa Chups, Mars, Toyota, "Текс", сотрудники торговых сетей "Пятерочка", "Компьютер-центр "Кей", топ-менеджмент ООО "Бизнес-клуб "Юнона" и многие другие.

"В основном игроки в пейнтбол - это люди со средним уровнем дохода и выше, - рассказывает Юрий Логазяк, генеральный директор ООО "Биг Геймс". - Возраст игроков - преимущественно от 15 до 45 лет, 90% из них мужчины. Многие из них приобретают свое оборудование для пейнтбола. Этот вид проведения досуга становится все более массовым".

При этом большое значение имеют условия проведения игр, а также сопутствующие возможности.

Шаг 1. Место на карте

База может находиться на территории спортклуба, дома отдыха, санатория, детского лагеря или пансионата.

"Лучше, если площадь базы будет не менее 2 тыс. м2, например, участок 35 на 60?м", - отмечает Ринат Габидуллин. База должна находиться на минимальном расстоянии от города или в черте города. Люди должны добираться до места не более 30 минут. Территория должна быть огорожена от случайных прохожих (грибники, туристы, дети и т.д.) и безопасна.

Кроме того, на территории клуба должны быть: удобный подъезд с указателями, парковка, места для заполнения заявлений участников, выдачи формы, инструктажа и раздевалка. Дополнительные услуги: душ, кафе и др. - будут плюсом.

В основном в пейнтбол играют с апреля по октябрь, так как преимущественно состязания проводятся под открытым небом, но и зимой устраивают различные турниры. Однако если арендовать крытое помещение с арендной ставкой $5-10, ежемесячные расходы увеличатся на $10-20 тыс.

Шаг 2. Регистрация

Регистрация ООО, ЧП или другой формы собственности. Возможно создание общественной организации (федерации), но при этом немного усложняется процесс самой деятельности. По мнению Рината Габидуллина, чтобы о новом клубе узнали, ему проще войти в состав уже известного холдинга или приобрести франшизу. Если владельцы нового клуба решат продвигать его самостоятельно, этот процесс по времени может занять около двух лет.

Шаг 3. Оборудование

Необходимо приобрести 10-20 комплектов, включающих форму и маски для игроков, полуавтоматические ружья, баллоны, шарики с краской. Некоторые поставщики предлагают готовые комплекты для открытия пейнтбол-клуба. Минимальный набор оборудования, рассчитанный на 10 человек, стоит около $2,5 тыс. Стоимость камуфляжа в зависимости от качества - 200-800 рублей за комплект. Оборудование (баллоны), которое работает на углекислом газе, в 4,5 раза дешевле, чем то, где применяется сжатый воздух или азот. Но применять оборудование на углекислом газе зимой невозможно: он твердеет при нулевой температуре. В среднем цена на шары с краской для клубов колеблется в пределах $50-60. Сегодня шары в Россию ввозятся из Америки, Европы и Канады. Кроме того, на российском рынке можно встретить шары белорусского производства. Для проведения игр зимой предпочтительнее шары с более толстой оболочкой.

Шаг 4. Поставщики

Поставщиков необходимого оборудования немного, что облегчает задачу по их поиску. Кроме того, некоторые пейнтбольные клубы и объединения также продают комплекты оборудования новичкам в пейнтбольном бизнесе. Не так давно открылся первый в Петербурге специализированный розничный магазин по продаже оборудования для пейнтбола "ПейнтболЁр" в ТЦ River House.

Шаг 5. Персонал

Директор пейнтбол-клуба может получать за свою работу от 20 тыс. рублей. Зарплата менеджера по записи на игры, техника, бухгалтера и двух судей - 10-12 тыс. рублей. Возможно, что на заранее запланированные игры придется нанимать дополнительных сотрудников. Некоторое время надо будет потратить на обучение персонала. "Достойный клуб должен также иметь менеджеров по рекламе и маркетингу", - отмечает Ринат Габидуллин.

Благодарим за помощь в подготовке материала: холдинг Paintball XXI, ООО "Биг Геймс", пейнтбольный клуб Action Paintball Games ООО "Колизей" и др.

Итого

Расходы: единовременные - от $4,5 до 10 тыс. в зависимости от масштаба проекта с учетом покупки оборудования, строительства площадок и оплаты персонала на первом этапе работы. Окупаются вложения менее чем за 1 год.

Доходы: прибыль - от $1 тыс. в месяц, оборот пейнтбол-клуба - $3,5 тыс. в месяц.

10 тыс. человек играют ежегодно в пейнтбол в Петербурге.
 
14.02.2006