Здравствуйте. Мое имя Задорнов Николай, живу в Калининграде. На сегодняшний день владею одной из самых вместительных и прибыльных кофеен в городе. Название заведения – «Парадиз»

В первое время переживал, выгодно ли открывать кофейню, получится ли справиться с конкуренцией. Но после составления бизнес-плана и начала работы сомнения отпали сами собой.

Цифры бизнеса выглядят следующим образом:
  • первоначальные расходы – от 1 миллионов рублей;
  • помещение – 200 квадратных метров;
  • посадочных мест – 100;
  • количество сотрудников – 7 человек (два бармена, два официанта, две посудомойки и повар);
  • ежемесячный доход – от 500 тысяч рублей.


Что нужно чтобы открыть кофейню?

Для начала определитесь, каким будет ваше заведение.

Есть два варианта:
  • мобильные кофейни (передвижные), в которых нет посадочных мест. Такой вариант позволяет сэкономить на аренде помещение, его обустройстве и найме персонала;
  • стандартные кафетерии со столиками, уютной обстановкой, хорошей музыкой. Сюда приходят люди, чтобы отдохнуть и попить вкусного кофе. В свое заведение можно добавить элементы фаст фуда, продавать холодные закуски и салаты. То есть человек должен знать, что он может неплохо перекусить и насладиться ароматным напитком.
Первый вариант – более бюджетный и подходит начинающим предпринимателям с небольшим первоначальным капиталом (до полумиллиона рублей). Второй вариант обладает большей стабильностью и позволяет со временем расширить свой бизнес.

Уделите внимание следующим аспектам:

1. Оформите документы. Чтобы стать владельцем кафе, вы должны зарегистрировать бизнес в налоговой инспекции. Что касается организационно-правовой формы, то можно выбрать один из двух вариантов – индивидуальный предприниматель или ООО.

Для открытия кофейни достаточно ИП (его проще оформить, да и затраты намного ниже). Особое внимание уделите коду по ОКВЭД. Работа кофейни подпадает под раздел 55.40 – «Деятельность кафе и ресторанов».

По завершении оформления определитесь с налоговым режимом будущего бизнеса. Идеальный вариант – ЕНВД, но из-за особенностей бизнеса применить его вряд ли получится.

Далее выбор не велик – отдавайте предпочтение УСН с 15% (минус затраты). Расходы в кофейне действительно большие, что позволяет сохранить хотя бы часть чистой прибыли.

Если вы планируете продавать алкоголь, позаботьтесь об оформлении лицензии. Нужны ли алкогольные напитки в таком заведении? Как правило, да. Клиенты очень любят пить тот же кофе с коньяком. Большой популярностью пользуется вино или глинтвейн.

Общие затраты на оформление документов – от 10 тысяч рублей.

2. Определитесь с помещением. Перед тем как открыть маленькую кофейню, изучите сферу недвижимости в вашем городе. Особое внимание уделите свободным помещениям, стоимости их аренды, сложности дальнейшего переоборудования под кафе.

Лучшие места для кофейни – возле университетов или других учебных заведений, в непосредственной близости от бизнес-центров (можно расположиться прямо в них), вблизи спа-салонов, рынков или вокзалов.

Важно постоянное движение людей возле заведения – это обеспечит приток клиентов.
Если «спрятать» заведение где-то в спальном районе или внутри дворов, то бизнес вряд ли будет рентабельным.

Старайтесь не экономить на площади – действуйте на перспективу. Помещение должно быть не менее 150 квадратных метров. Этого хватит, чтобы с комфортом расположить 50-60 человек.
Должна быть зона для приготовления кофейного напитка и еды (если такая услуга будет предоставляться).

Как правило, достаточно 20-25 квадратных метров.

Будущее заведение должно соответствовать целому ряду требований:
  • во-первых, при расположении в жилом доме кофейня не должна мешать жильцам. Следовательно, при создании проекта лучше сразу продумать звуко- и виброизоляцию на стены (потолок);
  • во-вторых, важно соблюдать требования пожарной инспекции. К примеру, комнаты должны быть изолированы, а подвальная часть помещения обработана специальными огнеупорными составами;
  • в-третьих, обязательна организация системы вентиляции. Естественно, о курении в зале речь не идет;
  • в-четвертых, должны учитываться требования главного санитарного врача РФ и СанПиН.
    На переоборудование помещения и получение разрешений может уйти от 300 тысяч рублей.
3. Подберите ассортимент. Здесь у вас есть выбор – продавать только напитки или кормить посетителей. Главное – не переусердствовать.

Перебор в деле кофеен не приветствуется. В ассортимент должны входить такие напитки, как кофе, чай, соки, вода и выпечка (торты, пирожные). Уделите внимание кофейной карте.


Смотрите видео Как открыть мини кофейню


В продаже должен быть латте, экспрессо, мокко и американо. Но здесь, конечно, нет ограничений. Чем больше сортов кофе и чая, тем лучше.

Десерты можно готовить прямо в заведении или закупать на кондитерских фабриках. Второй вариант более предпочтителен в плане дальнейших затрат.

Если готовить сладости в кофейне, то придется дополнительно покупать оборудование, нанимать повара, предусмотреть большую площадь, соответствовать новым санитарным нормам, получать разрешительную документацию и так далее.

4. Закупите оборудование – еще одна существенная статья расходов.

Для обустройства новой кофейни вам понадобится:
  • 2-3 холодильника для хранения десертов и продуктов питания (если они будут) – от 100 тысяч рублей;
  • кофейная машина – от 40 тысяч рублей;
  • витрина для представления кондитерских изделий – от 100 тысяч рублей;
  • мойка – от 15 тысяч рублей;
  • шкаф для выпечки (если вы будете печь самостоятельно) – от 50 тысяч рублей;
  • микроволновая печка – от 4 тысяч рублей.
Кроме этого, пригодится кофемолка, миксер, разделочный стол, морозильный ларь и прочая техника.

Суммарные затраты на покупку такого оборудования – от 200 тысяч рублей.

Особую роль уделите выбору кофейной машины. Автоматическую кофе-машину стоит покупать при числе посадочных место от 100. В противном случае затраты вряд ли быстро окупятся.

Лучший вариант – полуавтоматическая машина (как правило, она на 30-40% дешевле). При острой нехватке средств можно взять кофе-машину в аренду (10-15 тысяч рублей в месяц).

Можно предусмотреть возможность самостоятельного обслуживания. Но перед тем, как открыть кофейню на вынос добавьте в статью расходов еще один кофейный автомат (он будет стоять в зале).

5. Подберите персонал. Для средней кофейни вам понадобиться два бармена, две уборщицы, четыре официанта и повар (если приготовление десерта будет производиться в кафе).

Общие затраты на оплату труда – от 180 000 рублей.


Как открыть маленькую кофейню с нуля?

Алгоритм оформления не отличается от того, что мы описывали выше. Разница лишь в том, что можно обойтись меньшим помещением, сэкономить на оборудовании и персонале.

Для обслуживания 20-30 человек достаточно будет помещения на 50-60 квадратных метров, 1-2 барменов, 1-2 официантов.

Как правило, такие заведения хороши в небольших городах с количество жителей до 100-150 тысяч. Но перед тем, как открыть кофейню в маленьком городе, изучите вопрос с конкуренцией.

Если таких кафе уже много, то лучше придумать какой-то новый формат, к примеру, совместить фаст фуд и кофейню.


Краткий пример бизнес плана кофейни

Для лучшего понимания рассмотрим затраты в цифрах для вместительного кафе (около 100 человек):

1. Затраты на оформление всех бумаг (в том числе и помещение) – от 10-15 тысяч рублей. 
2. Покупка оборудования:
  • полуавтоматическая кофе-машина – от 30 000 рублей;
  • кофемолка – от 7 000 рублей;
  • холодильник (2-3 шт.) – от 100 000 рублей;
  • витрина – от 100 000 рублей;
  • мойка для посуды – от 15 000 рублей;
  • микроволновая печь – от 4 000 рублей;
  • кассовый аппарат – от 20 000 рублей;
  • шкаф для приготовления десертов – от 60 000 рублей.
Итого – от 330 тысяч рублей.
Потенциал потребителей кофеен в России
Таблица №1. Потенциал потребителей кофеен в России

3. Помещение:
  • аренда – от 30 000 рублей;
  • ремонт – от 300 000 рублей;
  • покупка мебели для зала (барная стойка, стулья, столики) при расчете на 80-100 мест – от 200 000 рублей.
4. Персонал (оплата труда):
  • 2 уборщицы – от 15 000 рублей;
  • 2 бармена – от 40 000 рублей;
  • 4 официанта – от 70 000 рублей;
  • повар-кондитер – от 60 000 рублей.
5. Реклама – от 100 000 рублей. 
Доходы – от 500 000 рублей в месяц.


Сколько стоит открыть кофейню?

Если произвести суммарный расчет затрат, описанных выше, то средние расходы составят от миллиона рублей (это сразу), а затем от 200-300 тысяч рублей ежемесячно.

Конечно, это усредненные цифры. Многое зависит от того, сколько посадочных мест будет в кофейне, сколько нанимать персонала, как оборудовать помещение и так далее.
Прирост участников рынка кофеен в России
Таблица №2. Прирост участников рынка кофеен в России


Отзывы о бизнесе мобильной кофейни

Сегодня все более популярны мобильные кофейни (бизнес на колесах). Это специальный автомобиль, оборудованный всей необходимой техникой для приготовления и продажи кофе.

Если верить отзывам, то преимущества здесь следующие:
  • возможность зарабатывать от 100 000 рублей в месяц;
  • экономия на персонале и аренде помещения;
  • нет необходимости в подводе воды, газа, электричества и прочих коммуникаций. Такая кофейня полностью автономна;
  • при желании всегда можно переехать в более «прибыльное» место.
Лучше места для размещения мобильной кофейни – студенческие городки, места возле университетов, автобусных остановок, бизнес-центров, выходов из метро и так далее.

Кофейня – прибыльное направление. Главное – составить бизнес-план и четко ему следовать.

Источник: Русский Start-Up
09.04.2015