Инструкция для желающих заняться онлайн-торговлей

За последние пять лет рынок интернет-торговли вырос в пять раз. Не стал исключением даже 2009 год, когда рост составил 20%, притом что традиционные розничные продажи упали на 5,5%.

Можно ли создать интернет-магазин, не имея опыта в торговле? Как написать бизнес-план? Сколько денег понадобится? Каковы типичные ошибки? И как привлечь покупателей?

Forbes обратился к данным статистики и к опыту предпринимателей, уже добившихся успеха в сети. Мы разложили всю полезную информацию по полочкам. Ниже вы найдете ответы на ключевые вопросы интернет-торговли.


Цифры. Сколько в России интернет-магазинов? Много ли людей ими пользуются? Как предпочитают платить?

4000-5000 интернет-магазинов работают сейчас в России, по данным аналитического портала Oborot.ru.

150 млрд рублей — объем рынка интернет-торговли в 2009 году, по данным общественной организации интернет-отрасли РОЦИТ. Это почти в сто раз меньше, чем оборот традиционной розничной торвговли (по данным Росстата, 14 517 трлн рублей в 2009 году).

На 20% вырос в 2009 году рынок торговли через интернет, по данным РОЦИТ. В 2008 году рост был в два раза выше. За последние пять лет рынок вырос в пять раз. Для сравнения: оборот традиционной розничной торговли в 2009 году впервые с 2000 года упал на 5,5%.

80% пользователей интернета, опрошенных в ходе исследования онлайн-торговли в октябре 2009 года по заказу PricewaterhouseCoopers исследовательским холдингом «Ромир» (города с населением свыше одного миллиона человек), когда-либо совершали покупки онлайн. Среди тех, чей доход превышает 25 000 рублей в месяц, этот показатель достигает 90%.
 
87% и 79% — уровень проникновения интернет-торговли в Москве и Санкт-Петербурге соответственно. Москва — крупнейший в стране рынок интернет-торговли. Связано это не только с высокими доходами столичных жителей: скорость интернета в Москве и Питере, по данным «Яндекс», около 7000 кбит/с, в то время как самая распространенная скорость по 21 крупному городу в 17 раз ниже, в среднем — 410 кбит/с. При этом услуги интернета дороже.

3 года активного пользования интернетом необходимы для того, чтобы человек начал покупать что-то с его помощью.

46% покупателей интернет-магазинов заказывали книги — это самая популярная товарная категория, 40% покупали бытовую технику, 35% — компьютеры и ПО.

74% покупателей интернет-магазинов в Москве предпочитают оплачивать товар наличными курьеру, который его доставляет (в целым по крупным городам — 59%). Если в мире 60% покупок в сети оплачиваются банковской картой, каждая четвертая — через систему электронных платежей, то в России все наоборот: 49% покупателей в крупных городах используют электронные платежи, а банковскими картами пользуются всего 20%.

3000 рублей в месяц тратит в интернет-магазинах среднестатистический покупатель (данные РОЦИТ).

5-30% составляет разница в цене одного и того же товара в офлайновых и виртуальных магазинах.


Что нужно для создания интернет-магазина. Открыть интернет-магазин дешевле, чем поддерживать его работу

«Чтобы сделать интернет-магазин, надо учесть более 500 факторов успеха», — говорит торговец одеждой через интернет, создатель сайта Kupivip Оскар Хартманн. Затраты на открытие интернет-магазина будут зависеть от амбиций проекта: в интернет-магазин Хартманна, основанный в мае 2008 года, венчурные инвесторы уже вложили $31 млн, а его выручка превышает показатели многих традиционных одежных сетей. По мнению торговца программным обеспечением, владельца www.softkey.ru Феликса Мучника, серьезный проект потребует минимум $1 млн инвестиций. «Есть интернет-ларьки как ларьки на улице: когда человек что-то покупает, что-то продает и зарабатывает себе на жизнь. Это не бизнес, а индивидуальное предпринимательство», — считает Мучник.
 
Выбор концепции и товара
 
Есть товары, которые больше подходят для заказов через интернет (книги, например), и те, которые подходят меньше. Изучите чужой опыт, в том числе иностранный. Предыдущий офлайновый опыт работы с категорией сильно пригодится.

Создание бизнеса

Сразу придется заплатить за регистрацию предприятия, покупку и регистрацию кассовых аппаратов, регистрацию домена. В идеале название не должно превышать шести букв, чтобы сразу запоминалось. Иногда для успеха предприятия лучше раскошелиться и купить существующий домен с идеальным для выбранного вида товаров названием. Так, Марк Лор и Винит Бхарара, основатели крупнейшего в США интернет-магазина, доставляющего на дом объемные упаковки с подгузниками, предпочли сразу выкупить у небольшой фирмы, торгующей памперсами, доменное имя 1800diapers.com за $5000.

Движок и железо

Одна из основных затратных статей — программная платформа, так называемый движок сайта. Цена вопроса — от 6000 рублей за недорогое готовое решение с предустановленным дизайном до сотен тысяч рублей. Затраты могут быть и выше, если нужна сложная программная часть, интегрированная с бэк-офисом, дизайн от студии «с именем», много нестандартных модулей. Выбор правильного «движка» важен: его не видят покупатели, но с ним придется работать персоналу, от его возможностей и удобства зависит скорость и качество внесения изменений в описания товара и другой контент магазина. Можно не тратиться на покупку серверов, а ограничиться их арендой. Покупка одного сервера обойдется от 40 000 рублей. При аренде сервера в хостинг-центре (от 2500 до 20 000 рублей в месяц) расходы меньше, но они постоянные и могут расти.

Закупка товара
 
Если нет опыта работы с выбранным товаром офлайн, то, возможно, вместо самостоятельного старта лучше найти партнера среди предпринимателей, которые торгуют тем же самым и до сих пор не имеют интернет-представительств (таких много).

В любом случае при выборе поставщиков важно обращать внимание на месторасположение их складов: оно в итоге может сильно повлиять на скорость исполнения заказов. Определитесь со способами доставки товара со склада поставщика покупателю: своя курьерская служба, передача этого сервиса на аутсорсинг, почтовые пересылки.

В случае если вы торгуете реальными товарами, лучше иметь пусть небольшой, но собственный склад с товарными запасами. Для сокращения стартовых издержек можно ограничиться минимальным товарным запасом. Если закупки будут производиться под заказ, а не на склад, важно знать о наличии товара у поставщика и изменениях его цен — регулярно получать обновления его прайс-листов.

Крупные интернет-магазины — Holodilnik.ru, Ozon.ru — помимо собственных курьеров и складов имеют распределительные центры в крупных городах. Например, клиенты Ozon.ru, продавшего в 2007 году товаров на $66 млн, получают книги, телефоны и ноутбуки в 12 пунктах выдачи заказов в Самаре, Казани, Красноярске, Хабаровске, Ростове, Екатеринбурге и Владивостоке.

Заранее обсудите с поставщиками условия работы: цены и скидки за объем, способы оплаты, график оплаты (предоплата, после реализации, по итогам месяца), минимально возможная партия товара, пакет сопроводительных документов при продаже (товарные накладные, сертификаты, копии таможенных деклараций, если товар импортный), условия возврата.

База поставщиков должна быть диверсифицированной, чтобы не сильно зависеть от кого-то из них.

Для реальных товаров обязательно иметь склад. Чем лучше просчитать необходимый запас, тем меньше будут издержки на хранение. В случае торговли виртуальными товарами необходимы договоры с правообладателями. Например, владелец интернет-библиотеки Litportal.ru Алексей Кузьмин потратил на покупку авторских прав у популярных авторов порядка $700 000 — в библиотеке около 20 000 электронных книг.

Персонал

«Есть миф, будто интернет-магазин — это два мальчика, которые сидят в подвале и что-то продают», — говорит Оскар Хартманн. В штате у магазина Kupivip.ru Хартманна, торгующего прошлогодними коллекциями известных одежных марок, 250 человек. Для интернет-магазина по продаже реального товара со средним оборотом около 500 000 рублей в месяц достаточно иметь помимо директора бухгалтера, менеджера поддержки пользователей со знанием всех систем оплат, предложенных в магазине, делопроизводителя, системного администратора, программиста и не менее двух курьеров. Можно обойтись и без них, воспользовавшись услугами курьерских фирм, специализирующихся на работе с интернет-магазинами. Их курьеры сами пробивают чек у покупателя, после чего деньги идут на счета курьерской службы, а уже оттуда поступают на счет интернет-магазина. Комиссия — 1,5–3% от стоимости доставленного, рассказывал Forbes Иван Матвеев, гендиректор компании IM Logistics, специализирующейся на подобного рода услугах.

«Главное правило: экономьте только на том, в чем разбираетесь», — советует Павел Коротов с Oborot.ru.


5 аргументов для открытия интернет-магазина. Почему онлайн-продажи интересны даже традиционным торговцам

Студент экономического факультета МГУ Евгений Лашков несколько месяцев назад открыл свой второй интернет-магазин. Стартовые инвестиции — несколько тысяч рублей. Бизнес предприимчивый студент успевает совмещать с учебой и считает, что онлайн-торговля — лучший способ подзаработать. И вот почему.

1. Потенциал

Интернет-торговля в России развивается динамичнее, чем в США: за последние пять лет рынок вырос почти в 6 раз. Самая большая страна с низкой плотностью традиционных магазинов предрасположена к дистанционной торговле. Но зацикливаться на России не стоит. Потенциальный покупатель располагается в любой точке мира.

2. Низкий порог входа

Аренда 1 кв. метра торговой площади в Москве будет стоить более 20 000 рублей в месяц. Средства, которые нужны на открытие простейшего интернет-магазина, сопоставимы с этой суммой. При этом виртуальная витрина может вместить неограниченное количество наименований товаров. «Открыть качественный интернет-магазин — это не намного дешевле, чем открыть сеть из нескольких офлайновых магазинов. Но это дешевле, чем открыть сеть из нескольких десятков офлайн-магазинов», — подтверждает Оскар Хартманн из Kupivip.ru.

3. Дополнительный канал сбыта

Интернет-магазины есть у всех крупных розничных сетей по продаже бытовой электроники. И если в обычных магазинах продажи в кризис упали на 20-40%, то продажи техники через онлайн-подразделения крупнейших сетей выросли на 40-80%. В онлайн выходят продавцы продуктов питания: к «Седьмому континенту», чья служба заказов через интернет появилась еще в 2002 году, присоединились X5 Retail и «Азбука вкуса». Пока, правда, как отмечает в своем исследовании рынка онлайн-торговли в 2009 году компания PricewaterhouseCoopers, интернет приносит торговым сетям не больше 2–3% от всей выручки и проекты скорее имеют имиджевый статус, «являясь дополнительным каналом продаж и отражая стремление сетей не упустить возможностей на стремительно развивающемся и перспективном рынке».

4. Новые возможности
 
В Интернете возможно то, что невозможно в офлайне. Например, охватить сразу всю страну или быстро привлечь без особых затрат огромное количество покупателей. «Запустив утром рекламную акцию, мы делаем $100 000 оборота за один час», — говорит Оскар Хартманн.

5. Рост спроса

Покупатели все больше следят за ценами. А в интернете за счет сокращения издержек получается держать цены на 5-35% ниже, чем в традиционных магазинах. 52% пользователей отмечают, что основное преимущество покупок в интернете — экономическая выгода.
 
2 июня 2010
 
Источник: Forbes.ru