Производство мыла ручной работы привлекательно тем, что не требует больших инвестиций, а его рентабельность позволяет вернуть вложенные средства в течение первых 4 месяцев работы.

Для открытия небольшого производства мыла ручной работы мощностью около 600 кг. в месяц, в пересчете на 100 граммовые куски мыла — 6 тыс. кусков. Рентабельность бизнеса оценивается на уровне 45–50%.

В настоящее время в Петербурге работает только 3 производителя мыла ручной работы: ООО «Русская нота», ООО «Сансет», ЗАО "Гиттин" в средней ценовой категории — 80–100 руб. В основном на рынке представлена продукция зарубежного производства: латвийских, английских, греческих компаний и др., она продается по более высокой цене — от 120 до 160 руб. Если на Западе мыло ручной работы в основном покупается для себя, то в российские покупатели пока предпочитают приобретать его в качестве подарка и сувенира, отсюда их повышенные требования эстетике упаковки.

В Петербурге в настоящее время порядка 20 специализированных магазинов мыла ручной работы. Объем рынка мыла ручной работы оценивается на уровне — $1 млн – 1,2 млн. В последние 3 года спрос на продукцию растет стабильно, примерно на 10–15%. По оценкам основных игроков, в настоящее время рынок охвачен не более чем на 40%.

Шаг 1. Технология

Мыло ручной работы производится литьевым способом, при котором в кастрюлю заливается мыльная основа, затем в определенной пропорции добавляются различные ингредиенты. После кипения мыло либо разливается в формы, либо наливается большим куском, который после остывания разрезается вручную на мелкие куски.

Рецептуре приготовления мыла можно обучиться и зарубежных производителей, имеющих многолетний опыт варки мыла. Но это потребует определенных затрат. Рецептуры, по мнению Ивана Козлова, бренд-менеджера ООО «Русская нота», можно разработать самому, но для этого потребуется не менее полугода подготовительных работ и основные затраты будут связаны с экспериментами с сырьем.

На первом этапе при запуске производства мыла ручной работы мощностью 600 кг. в месяц рекомендуется разработать порядка 20 различных видов мыла.

Шаг 2. Производство

Для организации небольшого производства достаточно помещения площадью около 40 м2. Первая половина помещения отводится под производство, вторая — под склад, необходим потому, что мыло ручной работы после варки должно остывать в естественных условиях около 3-х часов, а затем для полного затвердения — «отлеживаться» не менее 3-х дней.

Расходы будут примерно следующими. Минимальный ремонт помещения обойдется примерно в $2 тыс. Аренда — около $2 тыс. в месяц, коммунальные платежи — $200 в месяцы. Оборудование для данного помещения: плита (электрическая или газовая) — около $100, три 15-литровые металлические кастрюли — около $60, двадцать деревянных форм, в которые разливается мыло — $200.

Шаг 3. Сырье

Основные затраты на производство мыла связаны с закупкой сырья, в частности, мыльной основы — порядка 70% от всех расходов. Сырье можно закупать напрямую в странах Евросоюза, либо у различных поставщиков, которые в основном находятся в Москве. Расходы:
  • 1 тонна мыльной основы, приготовленная из растительных ингредиентов (при производстве 600 кг. мыла в месяц такого объема хватает примерно на 1,5 месяца) — $5–6 тыс.,
  • парфюмерные композиции и эфирные масла (поставщики по более низкой цене продают партиями от 5 кг хватает на 3–4 месяца) — $2 тыс.,
  • полезные ингредиенты (витамины, фруктовые кислоты, растительные жиры) — порядка $1 тыс. хватает на 3–4 месяца
При объеме производства около 600 кг. мыла в месяц достаточно иметь ассортимент, включающий порядка 20 наименований товара. Для каждого наименования — своя оригинальная упаковка:
 
  • пластиковая упаковка — около $1,5 тыс. в месяц,
  • упаковка из гофрокартона (с затратами на печать логотипа, названия, состава мыла в типографии методом шелкографии) — около $2 тыс. в месяц.
Шаг 4. Персонал

Штатное расписание производства мыла ручной работы:
 
  • один варщик мыла — $500,
  • один помощник варщика мыла — $300,
  • 3 упаковщика мыла — $400,
  • один дизайнер — $700.
Дизайнерские услуги можно заказывать в других компаниях, но так как ассортимент мыла рекомендуется обновлять каждые 4–6 месяцев, и новые виды продукции требуют разработки новых упаковок, выгоднее иметь штатного дизайнера.

Шаг 5. Сбыт

Мыло ручной работы готовы покупать магазины косметики и парфюмерии как сетевые, так и отдельные, салоны красоты, магазины сувениров и подарков. Также можно открыть собственный небольшой специализированный отдел мыла ручной работы в торговом комплексе в месте высокой проходимости (отдел площадью 3–4 м2 можно взять в субаренду, затраты на его открытие не превысят $500).

Мыло ручной работы в основном в настоящее время продается в Москве и Петербурге и почти не представлено в регионах, при соответствующей логистике и увеличениях объемов производства компания может выйти на практически свободные региональные рынки.

Итого

Расходы:

первоначальные — на открытие производства около $20 тыс., ежемесячные на аренду помещения, закупку сырья зарплату персоналу, уплату налогов — $15 тыс.

Доходы:

ежемесячно от продаж около $20 тыс.(6 тыс. 100 граммовых кусков мыла по средней цене 90 руб.).

Рентабельность производства — на уровне 50%.
 
04.02.2009