За время рыночных реформ в России сформирован класс частных собственников, создавших «с нуля» конкурентоспособные, устойчиво работающие предприятия в различных сегментах рынка. Особенно ярко это проявляется в Москве, где, например, рынок производителей продуктов питания довольно четко структурирован, а борьба за право работы с крупными отечественными и зарубежными розничными торговыми компаниями практически завершена. Тем не менее инвестиции в пищевое производство по­прежнему остаются весьма привлекательными, что обусловлено ростом количества столичных жителей и их благосостояния, а также высокой отдачей на вложенный капитал.
 
Сладкая отрасль

Кондитерский рынок России в последние пять лет, прошедшие после кризиса 1998 г., развивается опережающими темпами. По оценкам экспертов, в 2001–2003 гг. средние годовые темпы роста производства кондитерских изделий составили 8,5–9%, и имеются все предпосылки к сохранению достигнутых темпов в ближайшем будущем. Это связано с общим ростом доходов населения и довольно низким по сравнению с развитыми странами уровнем потребления кондитерских изделий.

В 2003 г. рост несколько сократился — рынок в крупнейших городах приближается к насыщению. Что касается небольших населенных пунктов, то они до сих пор не играют большой роли: потребительские возможности их населения сравнительно невелики. Кроме того, регионы пока остаются недостаточно перспективными для развития малых кондитерских компаний. Большая часть рынка занята крупными местными производителями (оставшиеся с советских времен фабрики, изготавливающие изделия с традиционными вкусами). Продукция премиального сегмента не пользуется сколько­нибудь существенным спросом.

Традиционно на кондитерском рынке выделяют сегмент мучных кондитерских изделий и сегмент сахарных кондитерских изделий. К последним относятся карамель, шоколад, конфеты, мармелад, пастила, халва, зефир, ирис, драже, леденцы, грильяж, суфле, помадка и многое другое. К мучным кондитерским изделиям относятся, в первую очередь, печенье и вафли, а также кексы, рулеты, пряники, торты и пирожные, восточные мучные сладости.

Наиболее динамичным сегментом кондитерского рынка является производство тортов, объем которого в течение трех последних лет ежегодно растет на 15–18%. Это обусловлено следующими факторами.

* В России мучные кондитерские изделия, и особенно торты, традиционно занимают первое место по продажам среди сладостей всех видов.
* Благоприятная конкурентная среда. Рост розничного рынка Москвы, отсутствие прямой конкуренции с импортными изделиями. Соотношение импортной и отечественной продукции здесь составляет 7% к 93%.

В данном сегменте рынка работает так много компаний, что точное их количество не могут назвать ни аналитики, ни сами производители. Многие специализируются на каком­либо одном виде продукции. Значительная часть кондитерских изделий выпускается не специализированными предприятиями, а хлебозаводами и небольшими цехами. Однако столь расплывчатые формы рынка в целом, как ни странно, не отталкивают потенциальных инвесторов, а, наоборот, привлекают их. По мнению аналитиков, это связано с ростом рынка, сравнительно небольшими затратами, быстрой окупаемостью и невысокими рисками.

Исследуя ситуацию на столичном продовольственном рынке, можно сделать вывод, что производители, «застолбившие» за собой крупные ритейлорские сети, имеют гораздо больше шансов на увеличение рыночной доли и дальнейшее развитие, чем новички.

При этом сотрудничество с крупными сетями достаточно редко формирует более 50% оборота компаний, производящих кондитерские изделия: в подавляющем большинстве случаев этот показатель составляет 20–25%. Однако сам факт, что среди партнеров фирмы имеются широко известные своей требовательностью супермаркеты, значительно повышает престиж компании. Нам известен случай, когда менеджер по продажам одного средних размеров производителя тортов заключил выгодные контакты с несколькими десятками магазинов, заявляя во время переговоров: «наши торты берет “Перекресток”».

Золотой песок
Каждый из сегментов кондитерского рынка обладает своей спецификой. Сегмент сахарных изделий требует значительных инвестиций (от 700 тыс. долл.), в нем работает большое число крупных западных и отечественных производителей, имеющих современное оборудование и многомиллионные рекламные бюджеты. Вхождение в эту сферу для частного инвестора затруднительно. Одно из возможных исключений — предложить потребителю уникальную продукцию. Например, в Москве довольно сильные позиции имеют малые фирмы, производящие разнообразные восточные сладости под контролем зарубежных специалистов (сирийцев, турок). Инвестиции в создание такого предприятия — на уровне 270–300 тыс. долл. Здесь большую роль играют уникальные технологии, которые не так просто получить. Кроме того, потребуется немало времени, чтобы убедить потребителя в качестве и эксклюзивности сладостей. Достаточно долго придется работать в убыток.

В этом плане значительно более перспективен рынок мучной продукции. Производство каждого из ее видов имеет свои особенности. Можно рассмотреть детали создания «с нуля» производства тортов — именно в этой сфере предприятия малого и среднего бизнеса имеют максимальные возможности.

Скорее всего, небольшой кондитерской компании (производство тортов), планирующей выйти на рынок, не удастся установить партнерских отношений с крупными ритейлорами. Придется удовольствоваться небольшими продовольственными магазинами. Известны случаи, когда небольшие фирмы пытаются формировать собственные розничные сети, арендуя отделы в магазинах, но эта практика оказывается эффективной далеко не всегда, требует дополнительных инвестиций, да и свободных площадей, пригодных для этой схемы развития, пока не так много.

Нужно учитывать тот факт, что территория, на которой компания будет сбывать свою продукцию, также ограничена — ее радиус не превышает 200 км. Этот факт объясняется ограниченными сроками реализации продукции и особыми условиями ее доставки: если при развозе по городу вполне подойдут автомашины с изотермическим кузовом, то для дальних расстояний необходимы весьма недешевые грузовики, оборудованные холодильными агрегатами. Кстати, стоимость автомобиля «Газель» с изотермическим кузовом составляет 6–7,5 тыс. долл. Для нормальной работы компании требуется не менее пяти единиц такого транспорта, желательно — до 12 единиц. Вообще, наличие собственного автопарка — отличительная черта успешной кондитерской компании, активно работающей с розничными продавцами.

Создание производства тортов

Подбор и подготовка помещения. Ни для кого не секрет, что постоянный рост арендных ставок на производственные и офисные площади в черте Москвы вынуждают производителей мигрировать в 50­километровую зону за МКАД. И здесь найти подходящее помещение довольно сложно. Ставка арендной платы в ближнем Подмосковье составляет до 50 долл. за 1 кв. м в год. Впрочем, иногда появляется возможность найти помещение, за использование которого можно заплатить всего 15–17 долл. за 1 кв. м в год. Конечно, удаленность бизнеса от Москвы предполагает необходимость нести повышенные транспортные расходы, но экономия на аренде все­таки оказывается более ощутимой. Для работы средних размеров кондитерского производства потребуется помещение площадью 800–1200 кв. м. Нередко фирмы арендуют большие площади (до 3000 кв. м). Это — одно из важнейших условий дальнейшего развития.

Надо учитывать, что затраты на переоборудование помещений в соответствии со строгими требованиями санитарно­эпидемиологических и гигиенических норм могут быть весьма существенными. Здесь все зависит от административного ресурса создателя компании. По нашей информации, необходимые затраты могут составить 15 тыс. долл.

Закупка оборудования. Она обойдется в небольшую сумму, если оборудование будет отечественным. Так, цена кремовзбивальной машины отечественного производства не превышает 1,5 тыс. долл., примерно столько же стоит специальный миксер. Цена стеллажей, поддонов, тележек, форм, столов, весов, ванн, кастрюль и прочего необходимого для работы имущества составит 12–17 тыс. долл. Холодильные шкафы и агрегаты, а также жарочные шкафы обойдутся в 6–8 тыс. долл. Кроме того, для работы бизнеса потребуется мебель и оргтехника. Затраты в этом направлении составят 8–15 тыс. долл. Сейчас на рынке существует достаточно большой объем предложения бывшего в употреблении оборудования, однако инвестору можно порекомендовать не ориентироваться на него — высокая степень износа этой техники может сорвать нормальную работу фирмы, испортив отношения с покупателями.

Получение необходимой документации. Кроме уставных документов, для работы бизнеса потребуются следующие бумаги.

* Санитарно­эпидемиологическое заключение о соответствии производства государственным санитарным правилам и нормативам и приложение к нему (ассортиментный перечень производимой продукции).
* Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно­противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве кондитерских изделий.
* Сертификаты соответствия продукции требованиям нормативных документов.
* Санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации, и договор на дезинсекцию и дератизацию помещения.
* Заключение органов Государственной противопожарной службы о соблюдении на объекте требований противопожарной безопасности.
* Если есть транспортные средства для вывоза продукции — санитарные паспорта на транспортные средства.
* Документы на ККМ: карточка регистрации ККМ, паспорт версии модели ККМ, договор на техническое обслуживание ККМ.

Подбор персонала — одна из самых больших проблем. Дело в том, что в настоящее время количество и качество специалистов пищевого производства, подготавливаемых вузами и средними специальными учебными заведениями, явно не соответствует требованиям рынка, а старых кадров на всех не хватает. Зачастую выгоднее нанять на работу молодых необученных девушек из провинции, обеспечив их жильем и временной регистрацией. Работа кондитера требует определенного умения, сноровки и прилежания, и в лучшем случае из десяти вновь принятых на работу успешно пройдут обучение лишь два–три человека. При этом оплата труда кондитеров сейчас составляет всего 200–300 долл. в месяц — лишние 50 долл. могут побудить специалиста сменить место работы, текучка в отрасли достаточно велика. Для работы компании потребуются также технологи (от 500 долл.), менеджеры по продажам и взаиморасчетам (от 800 долл.), а также прочий персонал.

Организационная структура типичной кондитерской компании построена по классической линейно­функциональной схеме, обеспечивающей вертикальную подчиненность и управляемость. Такая схема наиболее оптимальна для производственного предприятия. Как правило, в кондитерской компании работает не менее 20 человек (чаще — около 50).

Необходимо учитывать, что даже при грамотном построении технологических и управленческих процессов необходимо время, чтобы твою продукцию распробовали и полюбили потребители. Учитывая длительность процедуры создания и запуска производства, завоевания рыночной ниши и «раскрутки» торговой марки, не стоит рассчитывать на выход бизнеса на самоокупаемость ранее, чем через 10–12 месяцев. Вернуть же все вложения удастся в лучшем случае через 2,5–3 года.

Стоит ли покупать готовый бизнес?

Все работающие на сегодня в московском регионе предприятия кондитерской отрасли можно условно разделить на три большие группы с позиций их инвестиционной привлекательности.

1. Крупные кондитерско­булочные комбинаты, оставшиеся со времен СССР. Многие из них довольно успешно работают и сейчас, а некоторые еле сводят концы с концами. Как объекты покупки они могут представлять интерес только для крупных инвесторов и продовольственных холдингов, т. к. сроки окупаемости таких объектов довольно велики из­за высокой стоимости недвижимости. Средняя стоимость бизнеса здесь составляет 1350 тыс. долл. На рынке явно преобладают региональные фирмы.

2. Небольшие цеха (в основном при ресторанах, кафе, фабриках­кухнях), также оставшиеся с былых времен. Многие из них закрылись, а те, что остались, влачат жалкое существование — средняя прибыль предприятия не превышает 3 тыс. долл. в месяц. Такие компании довольно редко выставляются на продажу (собственники чаще всего не подозревают о такой возможности). Впрочем, и спрос на них практически отсутствует.

3. Самая большая группа предприятий — вновь созданные производства. Те компании, которые выжили и закалились в конкурентной борьбе, чувствуют себя в настоящее время довольно неплохо. Типичный портрет такого предприятия: производственные площади от 300 до 4000 кв. м, количество работающих — от 40 до 250 чел., объемы реализации — от 50 тыс. до 350 тыс. долл. в месяц, прибыль — от 10 тыс. до 80 тыс. долл. в месяц. Такие объекты наиболее привлекательны для инвесторов.

В настоящий момент в продаже есть несколько кондитерских компаний, которые принадлежат к первому и третьему из указанных типов. Однако если крупные предприятия будут продаваться еще довольно долго, то небольшие производители могут и уйти с рынка. Дело в том, что такие компании достаточно быстро продаются, а прогнозировать появление новых предложений можно далеко не всегда. Как правило, эти фирмы чаще выставляются на продажу зимой — с учетом обилия различных праздников спрос на продукцию возрастает, увеличивается прибыль предприятия, соответственно, растут его привлекательность для инвестора и стоимость. Конечно, летом кондитерские бизнесы также выставляются на продажу, но консультанты чаще всего рекомендуют собственникам несколько отсрочить активный поиск приобретателя.

Сколько же может стоить такое предприятие? При оценке компаний бизнес­брокеры применяют в первую очередь доходный метод. То есть потенциальный инвестор покупает бизнес, приносящий конкретный доход, и платит за него сумму, рассчитанную с учетом ожидаемых сроков возврата инвестиций. Для бизнесов, расположенных на арендованных площадях, срок окупаемости примерно равен полутора годам.

Если предприятие имеет недвижимость в собственности, то, соответственно, возрастают сроки окупаемости бизнеса (до 3–4 лет) и его стоимость. Например, фабрика по производству вафель (220 км от Москвы), имеющая 1000 кв. м производственных площадей и прибыльность на уровне 120 тыс. долл. в год, стоит около 450 тыс. долл.

Как правило, практически все выставленные на продажу кондитерские производства являются закрытыми, или «семейными» компаниями, где собственники и управленцы — одни и те же лица. Соответственно, бизнес довольно сильно завязан на первых лицах. С другой стороны, большинство покупателей таких предприятий — т. н. «бизнес­ангелы», т. е. частные инвесторы, покупающие бизнес с целью его сохранения и развития (а не спекулятивной перепродажи). Многие из этих людей никогда не сталкивались с кондитерским производством, но готовы переучиваться ради получения высокого дохода.
 
2004