Этапы запуска Интернет магазина в работу рассмотрим на примере варианта с разработкой ПО своими силами, так как при этом Варианте Вы проходите максимально возможное количество этапов, предшествующих коммерческому запуску продукта:

1. Найм сотрудников – разработчиков продукта (руководитель проекта и программисты).
2. Выработка, постановка и утверждение технического задания, первоначальные мероприятия по защите создаваемой интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации.
3. Разработка элементов пользовательского интерфейса позволяющих вести дистанционные продажи (включая типовые пользовательские соглашения, копирайтинговые надписи, руководства пользователей, системы обратной связи и т.д.)
4. Завершение разработки и тестирование продукта. Регистрация и закрепление прав интеллектуальной собственности на продукт.
5. Построение модели продаж, бета-тестирование. Разработка механизмов работы по защите прав потребителя.
6. Построение системы бухгалтерского и налогового учета деятельности по дистанционным продажам.
7. Начало продаж.

Теперь об особенностях каждого этапа:

Найм сотрудников – разработчиков продукта (руководитель проекта и программисты).

На данном этапе необходимо максимальное внимание уделять документарной фиксации прав и обязанностей работников, а также выработать и утвердить порядок использования информации, которая становится известной потенциальному соискателю, прежде всего, потенциальному руководителю проекта на этапе переговоров о найме на работу.

Когда переговоры завершены и персонал подобран следует документарно закрепить положение о том что все права на результаты интеллектуальной собственности возникают исключительно у работодателя. Фиксируется это в трудовых договорах, должностных инструкциях и иных внутренних документах.

Выработка, постановка и утверждение технического задания, первоначальные мероприятия по защите создаваемой интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации.

Казалось бы, Вы же сами разрабатываете продукт, зачем же начинать с ТЗ, ведь «по ходу работы» Вы намерены вносить в него коррективы, документ это внутренний и кроме Вас он никому не нужен.

Однако, необходимость документарного оформления ТЗ существует и обосновывается она тем, что нужно иметь доказательство создания работниками именно данного продукта. Надлежащим образом оформленное ТЗ помогает избежать проблем в доказывании вины работника в разглашении конфиденциальной информации, а так же помогает в доказывании несанкционированного использования работниками наработок компании в личных целях.

Кроме того, утвержденное приказом техническое задание имеет силу локального акта и может служить доказательством возникновения прав интеллектуальной собственности на объекты подробно отраженные в приложениях к ТЗ (графические объекты, ноухау и т.д.).

Стандартным набором документов, необходимых для обеспечения сохранности коммерческой тайны и конфиденциальной информации является:

1. Положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, утвержденное приказом

2. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и конфиденциальную информацию

3. Типовое обязательство о неразглашении (подписывается каждым работником, имеющим доступ к информации)

Разработка элементов пользовательского интерфейса позволяющих вести дистанционные продажи (включая типовые пользовательские соглашения, копирайтинговые надписи, руководства пользователей, системы обратной связи и т.д.)

В период осуществления разработки следует уделить особое внимание тому, как Вы будете строить взаимоотношения с пользователем, будут ли пользователи иметь возможность заключить сделку и оплатить товар в режиме он-лайн, или только при доставке товара.

Именно на этапе разработки (ввода в эксплуатацию – для приобретаемого ПО) юридическая служба совместно с разработчиками должна разработать модель регистрации пользователя, правила пользования сайтом, текст публичного предложения услуг (оферты), типовые формы соглашений которые будут использоваться в текущей деятельности Интернет-магазина.

На этом же этапе строится система приема платежей он-лайн, будь то электронные деньги, банковские карты или иные формы оплаты. Заключаются соответствующие соглашения с «Агригаторами» платежей. Разрабатываются и утверждаются тексты копирайтинговых надписей, выделяются объекты – носители прав интеллектуальной собственности, которые будут подлежать защите.

Завершение разработки и тестирование продукта.

Регистрация и закрепление прав интеллектуальной собственности на продукт


Этот этап очень важен с юридической точки зрения. Именно в момент завершения разработки происходит окончательное утверждение логотипов, наименований, дизайнерских решений и иных объектов интеллектуальной собственности, которые необходимо защитить от несанкционированного использования.

Подробнее о способах защиты интеллектуальной собственности Вы можете прочесть в разделе юридическое сопровождение интернет проектов.

Построение модели продаж, бета-тестирование. Разработка механизмов работы по защите прав потребителя
 
Окончательное построение механизма осуществления продаж должно совпадать с этапом закрытого тестирования. Именно в этот период времени можно «отшлифовать» все тонкости процедуры, предусмотреть все детали.

Сам процесс построение механизма продаж через Интернет магазин строится исходя из модели продаж. Можно выделить две основные модели продаж:

1. Интернет –магазин как витрина

2. Он-лайн платеж

Интернет –магазин как витрина

Рассмотрим подробнее первую модель. Ее суть заключается в том, что Интернет магазин выступает в роли «Витрины», где покупатель может ознакомится с товаром, изучить его характеристики, посмотреть фотографии, прочитать какую-либо информацию о товаре. При этом, после ознакомления, покупатель звонит по телефону, уточняет у консультанта цену товара, сроки и варианты его доставки, и оплачивает товар в момент его доставки наличными или переводит денежные средства на счет продавца через кассу банка.

При такой модели на сайте обязательно должна содержаться информация о том, что цена товара должна быть уточнена у консультанта и о том, что данные «карточки товара» не содержат в себе публичного предложения заключить договор купли-продажи на таких условиях.

При этом такая продажа все равно будет признана осуществленной дистанционным способом, поскольку покупатель не имел возможности непосредственно ознакомиться с товаром, поэтому соблюдение всех норм и правил дистанционной продажи обязательно и при этой модели.

Следует отметить, что такой «упрощенный» подход к понятию Интернет – магазин встречается все реже, и связано это, прежде всего с ростом возможностей для осуществления оплаты за товар (услугу) в режиме реального времени. Об этом в описании нашей следующей модели.

Он-лайн платеж

В настоящее время существует множество способов принять оплату за товар (услугу) посредством использования сети Интернет, это и «электронные деньги» различных видов и банковские карты и оплата с помощью операторов сотовой связи (СМС), и это только основные способы.

Именно с реализацией функций по приему платежей в режиме реального времени и связана настоящая модель построения продаж. Юридически она более сложна, и ее реализация требует заключения ряда договоров и соглашений направленных на реализацию таких механизмов. Немаловажным фактором при этом остается и построение собственной системы взаимоотношений с клиентом, выраженной в публичном предложении к заключению договора (оферте) механизме вступления в силу такого соглашения и в правилах пользования сайтом.

Важно, чтобы механизм заказа товара через Интернет магазин позволял продавцу иметь юридически значимые доказательства получения оферты покупателем, а так же не нарушал требований закона о защите прав потребителей и порядка осуществления продаж дистанционным способом.

Подробнее о том как разработать систему продаж и как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по продаже товаров дистанционным способом читайте в следующей публикации.
 
1 сентября 2008 г.
 
Источник: ЮрК "Сенешаль"