В прежние годы, когда автомобиль являлся несомненной роскошью, но не банальным средством передвижения, а количество автомобилей на душу населения было куда меньшим, чем теперь, спрос на услуги автошкол, как ни странно, был гораздо выше. Впрочем, объяснялось это явной нехваткой школ, большинство из которых, кстати, входило в систему ДОСААФ. Так что порой размер взятки, которую следовало «сунуть» для поступления в школу, превосходил стоимость самого обучения. Очередь же из абитуриентов простиралась на несколько месяцев, а то и на год вперед.

Но сегодня все изменилось. Вслед за ростом благосостояния количество автомобилей в крупных и небедных городах (не говоря уже о Москве) начало прирастать невероятными темпами. По состоянию на конец 2002 года в среднем по столице на тысячу жителей приходилось уже 246 автомобилей, тогда как в 1985 году их было всего 50. И если подобные темпы роста автомобильного парка сохранятся, не за горами время, когда по этому параметру Москва догонит восточноевропейские страны, где на тысячу жителей приходится от 300 до 500 машин.

Растет количество автомобилей, значит, увеличивается и число водителей. При этом давно известно, что численность водителей в любой стране всегда превосходит объем действующего автопарка, ведь во многих случаях за рулем одного и того же автомобиля по очереди могут сидеть, например, несколько членов семьи. А кое-кто, получив права, все еще медлит с покупкой машины. Приняв во внимание, что ежегодно в стране продается более миллиона автомобилей, легко предположить, что количество желающих освоить непростую науку управления автомобилем теоретически может достигать 1,5 миллиона человек в год. Это неплохая клиентская база. И главное, миновать автошколу никому, скорее всего, не удастся. А раз есть спрос, должно быть и предложение.

Автошколы продолжают появляться как грибы после дождя. Только в Москве их насчитывается уже более 400, тогда как в середине восьмидесятых в столице действовало всего 15 заведений такого характера. В целом же по России зарегистрировано около 3700 учебных заведений, осуществляющих подготовку водителей различных категорий.

Поначалу частные автошколы создавались в России как альтернатива государственным, где качество обучения и уровень сервиса подчас оставались весьма низкими. Впрочем, теперь ситуация меняется. Государственные школы пытаются поднять качество обучения, в то время как некоторые частные школы работают из рук вон плохо. Выходит, уровень обучения у большинства организаций примерно одинаков, то есть, мягко говоря, довольно низок? Фактов, позволяющих согласиться с таким выводом, достаточно.

Тем временем многие потенциальные клиенты (а особенно клиентки) автошкол, которым искусство управления автомобилем порой дается с большим трудом, готовы заплатить за собственное обучение в 1,5–2 раза больше среднерыночных цен. При условии, что они будут заниматься в приличном, хорошо оборудованном помещении. Что лекции будет читать грамотный и квалифицированный преподаватель. И что инструктор сможет объяснить основы управления автомобилем без использования ненормативной лексики.

Проще говоря, при всем обилии автошкол появление новых игроков на этом рынке не только возможно, но и востребовано.
 
Экстерн

Более простой вариант — создание автошколы-экстерната. Здесь не потребуется ни лицензии, ни специально оборудованного класса. Все оснащение на совести организаторов. Арендуется помещение, где читают минимальный набор лекций, и вербуются инструкторы, которые готовы заниматься практическим вождением с абитуриентами неподалеку от их места жительства. Эта схема более привлекательна по части организации, но эффект такого обучения не всегда положительный. По окончании курсов студент не получает никаких документов и идет сдавать экзамены в ГИБДД экстерном. Автошкол, работающих по данной схеме, сейчас достаточно много. Но подходят они далеко не всем; они рассчитаны в большей степени на людей с аналитическим складом ума, которые способны сами разобраться и систематизировать свои знания и понять, на каких моментах необходимо сконцентрировать внимание, а на какие не стоит тратить драгоценное время. Ведь время — деньги.
 
Мотор в разрезе

С чего начать создание автошколы? Конечно же, с поиска помещения и подходящей территории для практических занятий, то есть нужны учебный класс и открытая площадка.

С площадкой все более или менее просто: самый верный путь — но самый дорогой — взять в аренду у Правительства Москвы, или же найти субарендодателя. Кстати, одну и ту же площадку, как правило, используют несколько автошкол, а значит, есть шанс сэкономить. Если, конечно, владельцы других школ не станут чинить новоявленным конкурентам препятствий. В Москве (в зависимости от района) цена на такую тренировочную площадку колеблется сегодня от 30 до 300 долларов в месяц.

Аренда помещения — вопрос особый и, откровенно говоря, обсуждавшийся много раз. Заметим лишь, что максимальное количество слушателей одной учебной группы рассчитывается исходя из 2 кв. м на человека. И лучше соблюдать это правило. Хотя бы для того, чтобы не давать лишних поводов для придирок со стороны массы проверяющих организаций, которые будут интересоваться и наличием у преподавателей санитарных книжек, и количеством света на одного учащегося в люксах или люменах.

Оборудование полноценного класса — статья довольно немалых инвестиций, а большая часть денег уйдет на закупку учебных пособий. Список необходимого включает все основные агрегаты и системы автомобиля (некоторые — в разрезе), плакаты об общем устройстве автомобиля, с правилами дорожного движения (знаками, разметками), правилами оказания медицинской помощи. Потребуются и манекены для отработки навыков оказания помощи.

До недавнего времени значительную часть учебных пособий автошколам приходилось изготавливать самостоятельно, прибегая подчас к совершенно нетривиальным решениям. Но сегодня многие фирмы предлагают необходимые наборы пособий по цене от 3000 до 4000 долларов. Между прочим, значительная часть поставщиков сотрудничает с ассоциациями автошкол, а значит, искать их координаты и получить компетентные оценки качества предлагаемых пособий проще всего именно в таких объединениях компаний, обучающих вождению.

В ассоциации вступать, между прочим, очень даже полезно. Большинство таких учебных заведений являются членами различных объединений и, по словам Андрея Прищепова, директора школы «Кабриолет», основная задача их — представление интересов школ. Скажем, в мэрии или даже на правительственном уровне. Кроме того, ассоциации могут помочь начинающей школе собрать необходимые документы для получения лицензии, порекомендовать фирму, изготавливающую учебные пособия. Наконец, при ассоциациях нередко действуют курсы повышения водительского мастерства, они готовят инструкторов для автошкол и, главное, выдают свидетельства установленного образца.

Вторые педали

Наиболее простым вариантом можно считать приглашение на работу инструкторов с собственными оборудованными автомобилями — так работает подавляющее большинство частных автошкол. Эта схема хотя и несколько снижает доходность бизнеса, но избавляет от ряда проблем, связанных как с бухгалтерской отчетностью, так и с непосредственным содержанием машин. Если у автошколы есть свой парк, то в штате обязательно должны быть постоянный медицинский работник (когда машины наемные, достаточно присутствия врача только в момент выезда) и механик, проверяющий машины. Кроме того, машины надо где-то хранить, обслуживать и т. д. Одним словом, проще все эти заботы переложить на инструкторов. К тому же при найме машин заметно снижается объем первоначальных инвестиций. Единственное условие — все инструкторы должны быть частными предпринимателями, с которыми заключается договор на оказание услуг. По словам Андрея Прищепова, идеальной машиной для учебы является новый отечественный автомобиль или «свежая» простенькая иномарка. Разумеется, все машины должны быть оборудованы вторыми педалями, дополнительными зеркалами заднего вида и необходимыми знаками.

Минимальный курс включает в себя 32 академических часа практического вождения. Но большинству студентов этого оказывается мало. Так что часто они либо договариваются непосредственно с инструктором о сверхурочных занятиях, либо обращаются в школу за дополнительными «часами». Как показывает практика, большинство учащихся «накатывают» от 40 до 50 часов.

Кроме стандартной учебной программы, которая была принята еще в советские годы и все еще предполагает, например, изучение принципа работы и устройства карбюратора, давно изжившего себя на иномарках (да и многие новые отечественные автомобили сейчас благополучно обходятся без него), некоторые школы разрабатывают собственные дополнительные курсы. Так, в автошколе «Кабриолет» факультативно проводятся тематические семинары по буксировке автомобиля, замене колес, специфике зимней эксплуатации, поиску простейших неисправностей. А ведь это не просто дополнительные услуги, но еще и добавочный доход для школы.

Простые движения

В среднем размер группы составляет сегодня 20–30 человек при стоимости практического курса от 1500 до 2500 рублей. Это основной источник дохода автошколы. С инструкторами же, использующими собственные автомобили, отношения строятся по-разному. Некоторые школы устанавливают высокие расценки на вождение, но требуют от водителей идеального состояния машины и все деньги стараются проводить «через себя», выдавая инструкторам подчас достаточно приличную зарплату (около 1000 долларов). Правда, в эту сумму входит еще и стоимость обслуживания и содержания автомобиля. Другой вариант: школа направляет студентов к инструкторам, и те самостоятельно договариваются о цене и количестве занятий со своими подопечными. Здесь цена во многом зависит от типа автомобиля и его технического состояния, так что может отличаться в разы. В таких случаях водители платят автошколе комиссионные.

Наиболее правильным рекламным ходом для автошколы, работающей в рамках одного района, наверное, можно считать расклейку объявлений на подъездах домов или почтовую рассылку листовок. По словам Андрея Прищепова, расходы его школы на рекламу не велики и сводятся лишь к тратам на поддержку сервера в Интернете. Благодаря Всемирной паутине в «Кабриолет» приходит около 30% всех учеников, а остальные узнают об автошколе от знакомых и родственников, занимавшихся здесь ранее. Примерно такой же статистикой делятся представители многих других школ.

И все-таки автошкол в стране сегодня очень много. Так что занимать свою нишу здесь нужно, мягко говоря, с умом. Мыслить придется глобально, изобретая все новые приманки для клиентов. Но действовать — локально. По мнению участников этого рынка, в перспективе большинство школ станут совсем небольшими и будут работать в каждом районе города.

По всем данным, массовый клиент готов платить уже вполне приличные деньги не только за то, чтобы банально получить права, но, прежде всего, за настоящие, полноценные навыки вождения. А если так, то вскоре российские автошколы получат шанс расстаться с легким душком полулегального бизнеса, в том числе способствующего взяточничеству со стороны отдельных несознательных сотрудников ГИБДД, готовых выдавать права не тем, кого не страшно выпустить за рулем на людные улицы города, а тем, кто решил ускорить процесс благодаря паре сотен долларов.

Лицензия

Для получения лицензии на открытие автошколы необходимы:
- договор об аренде помещения, зарегистрированный в Москомимуществе;
- договор аренды площадки для обучения первичным навыкам вождения;
- наличие оборудованного в соответствии с требованиями учебного класса;
- укомплектованный штат (медицинский работник, осматривающий инструкторов перед выездом, инструкторы с соответствующими разрешениями и преподаватели).
 
Источник: журнал "Бизнес-журнал" №18 2003 г.