Год назад журнал «Свой бизнес» выдал 3000 долларов астраханцу Алексею РЕСНЯНСКОМУ, победившему в конкурсе «Открой свой бизнес!». Наш кредит позволил ему создать маленькую ферму по выращиванию гриба-вешенки. Настало время подводить первые итоги проекта

Сентябрь

Летом наше хозяйство постигло внезапное бедствие: блоки с субстратом для грибов поразила плесень. Пришлось заняться исправлением технологических недоработок, вызвавших эту заразу. Эффект был колоссальным. Сентябрьский урожай оказался совершенно здоровым, а сбор грибов значительно вырос.

Следующую партию вешенки было решено частично посеять не на субстрате, а на соломе, как советуют в профессиональном журнале по грибоводству, который я купил летом в Москве.
 
Октябрь
 
Взошел первый урожай, посеянный на соломенных блоках. Лишь 5% грибов оказались некачественными. Налицо прогресс. Сделали и кое-какие маркетинговые шаги. В упаковку с грибами стали вкладывать рекламные листовки, на которых помимо рецептов приготовления блюд поместили телефон нашего менеджера. И сразу же на нас стали выходить оптовые покупатели, заказывать грибы. В итоге продажи увеличились примерно на 20%.

Ноябрь

И снова технологические поиски. Устанавливаем на ферме климатические системы, позволяющие регулировать парораспределение, освещение, температуру и влажность воздуха. Надеемся, что это поможет укрепить грибницы и повысит урожайность.

В связи с наступлением осенне-зимнего сезона увеличиваем цену на грибы с 25-30 рублей за упаковку до 35-40 рублей.

Начали перерабатывать вешенку, которую не удается оперативно реализовать. Нарезаем ее, высушиваем и продаем уже в упакованном виде.

Декабрь

Приближаются праздники. Спрос на грибы продолжает расти. Еще раз поднимаем цену – до 45 рублей за упаковку. Пытаемся увеличить объем производства, задействовав дополнительные помещения. Но не успеваем: нам все равно не удается обеспечить нашей продукцией всех желающих.

Январь

Ждем новый урожай и подводим итоги прошедшего года. Сегодня на грибной ферме работают шесть человек. Конечно, не все удалось сделать так, как планировалось. Год назад я рассчитывал на гораздо большую прибыль. В чем причины? Мы недостаточно тщательно изучили технологию выращивания грибов, когда начинали новое дело. А я не смог уделять бизнесу столько времени, сколько он действительно требовал. Параллельно с руководством собственной фирмой продолжал работать системным администратором в крупной астраханской компании.

Но в целом проект себя оправдал. Я получил огромный практический опыт. К тому же, вложенные в бизнес деньги не канули в «черную дыру» неудачи. Зарплату рабочим и торговым менеджерам я выплачивал исправно. Я вовремя вернул кредит, который предоставил мне для старта журнал «Свой бизнес», и даже получил небольшую прибыль, которую намерен потратить на дальнейшее развитие грибной фермы и на открытие нового собственного предприятия – небольшого автосервиса.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛА Михаил ЧЕТВЕРТАКОВ, совладелец и генеральный директор компании «Атро-Полис» (консервирование лесных грибов):

Впереди – две дороги

Нам мой взгляд, за год Алексей Реснянский построил перспективный бизнес. Он четко определил и занял свою нишу, наладил планомерный сбыт продукции. Однако его успех состоялся благодаря тому, что местный рынок пока не насыщен грибами. Идиллия не может продолжаться вечно, мощные конкуренты не заставят себя долго ждать. Поэтому астраханскому предпринимателю нужно как можно скорее определить стратегию дальнейшего развития своего предприятия.

Я вижу два возможных варианта действий. Первый – специализация на «семейном» формате бизнеса, второй – агрессивное наращивание объемов производства.

«Семейный» бизнес

Первый вариант, как мне кажется, наиболее реалистичен. Он позволит Алексею Реснянскому и дальше совмещать грибной бизнес с работой системным администратором и запуском параллельного проекта – автосервиса. Для его реализации следует упрочить позиции на своем участке рынка, повышая качество грибов, укрепляя наработанные связи с покупателями, улучшая сервис. Мой опыт показывает, что покупатели грибов – розничные и оптовые торговцы, менеджеры ресторанов – очень консервативны и стараются не менять надежных поставщиков, с которыми отлажено долгосрочное сотрудничество. Рынок регулирует и усредняет цены, поэтому для них не столь важно, где брать продукцию – у маленького производителя или у гиганта. Главное, чтобы качество было сопоставимо.

Однако повышение качества невозможно без дополнительных финансовых вложений. Реснянскому нужно установить более совершенное оборудование, закупить улучшенный семенной материал. Для этого понадобится банковский кредит. Но это уже более реально, чем год назад. Банки охотнее дают деньги на развитие уже налаженного бизнеса, нежели на старт. А весь цикл производства и сбыта продукции на ферме уже отработан.

Кроме того, необходимо искать пути дополнительного снижения издержек. Возможно, будет полезно отказаться от услуг менеджера по сбыту и приучить постоянных покупателей самих приезжать на ферму за грибами.

Агрессивный рост

Второй путь – агрессивное расширение производства – более амбициозен. Что ж, дерзать в бизнесе никому не запрещено! Но для такого шага нужны солидные финансовые и административные ресурсы. А по-настоящему крупный кредит ферме пока не даст ни один банк. Понадобятся солидные рекомендации, поручительства местной администрации или гарантии известных в регионе компаний.

Да я и не думаю, что Алексей Реснянский внутренне готов к ведению масштабного проекта. Управление быстро растущим предприятием требует соответствующих знаний и опыта. Придется заниматься не столько технологическими вопросами выращивания вешенки, сколько организацией самого бизнес-процесса, включающего управление производством, кадрами, сбытом.

Поэтому стоит подумать о том, чтобы заключить деловой союз с каким-либо местным сельскохозяйственным предприятием. Оно сможет предоставить дополнительные производственные помещения, при поддержке более крупного партнера будет легче привлекать кредиты. Вкладом грибной фермы в общее дело станут технологические наработки, клиентская база. Но нужно иметь в виду, что в этом случае Алексей Реснянский наверняка потеряет право единоличного владения своим делом.

Наш рассказ о первых шагах предпринимателя Алексея Реснянского завершен. Как сложится в дальнейшем судьба его бизнеса? Верим, что она будет успешной и он еще не раз поделится на страницах «СБ» своим деловым опытом.

02.07.2007