Парк личных машин в крупных российских городах стремительно растет. И чем больше их становится, тем успешнее идет бизнес у владельцев ремонтных мастерских и станций технического обслуживания автомобилей

Количество и качество

На первый взгляд, столичный рынок авторемонтных услуг перенасыщен. В Москве 2500 автосервисов с суммарным количеством ремонтных постов, достигающим почти 15 тыс. При этом норма – один пост на 250 автомобилей. По данным ГИБДД, в январе 2004 года в столице зарегистрировано около 2,5 млн. легковых авто. И, таким образом, потребности частного автопарка с лихвой перекрываются 5000 «лишних» постов.

Однако превышение предложения над спросом нивелируется несовершенством технической базы значительной части сервисов. 90% авто-услуг оказывают небольшие станции техобслуживания, имеющие менее десяти постов. По данным департамента транспорта и связи Правительства Москвы, технические возможности половины таких автосервисов ограничены. Они не могут гарантировать качественное выполнение ремонтных работ.

Кроме того, не поддаются учету полулегальные и нелегальные мастерские, расположенные при гаражных кооперативах, во дворах и в захолустных уголках промзон. Их услугами в основном пользуются владельцы отечественных машин. В таких сервисах, как правило, используется списанное оборудование и работает далеко не самый квалифицированный персонал. Но услуги «нецивилизованных» сервисов стоят дешево, спрос на них есть. И это подрывает ценовое равновесие на рынке.

Большинство автосервисов – 68% по оценкам столичного департамента транспорта и связи – позиционируют себя как универсальные, то есть они способны оказать техпомощь легковым машинам всех марок. На иномарках специализируются только 7% станций техобслуживания, на отечественных моделях – 25%.

Около 70% всех автосервисов расположены в промышленных и коммунальных зонах Москвы, остальные 30% – в жилых районах. Причем в северной части столицы насыщенность станциями техобслуживания в полтора раза выше среднегородской. В центральной и юго-западной части, наоборот, плотность ниже.

Не так давно Правительство Москвы взялось навести порядок на рынке автосервисов, чтобы сделать его более цивилизованным. В августе 2004 года оно приняло специальное постановление, согласно которому специалисты Московской ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО) должны провести комплексное обследование всех столичных автосервисов. Эта мера позволит точнее определить реальный размер рынка, его структуру по видам услуг, маркам обслуживаемых автомобилей, а также обеспеченность города автосервисами по отдельным округам и районам. Мониторинг будет закончен к январю 2005 года. По результатам обследования правительственный департамент транспорта и связи спланирует размещение в городе новых современных предприятий автотехсервиса. Ряд компаний уже проявили интерес к этому проекту и готовы инвестировать в него крупные средства.

Мировые брэнды и независимые игроки

В последние годы в столице появилось много дилерских центров, работающих под маркой известных зарубежных автопроизводителей. Их основная задача – продажа новых автомобилей, в том числе по кредитным программам, что весьма привлекательно для многих покупателей. При каждой такой компании в обязательном порядке организуется авторизованный сервисный центр (АСЦ), занимающийся гарантийным обслуживанием машин конкретной марки.

– Требования клиентов к качеству техобслуживания автомобилей растут год от года, – говорит владелец сети автосервисов «ACGo!» Андрей Новгородцев. – По части качества, несомненно, лидируют авторизованные сервисы, и в будущем они могут занять до 15-20% рынка.

Обычно покупатели иномарки получают гарантию производителя на три-пять лет. По истечении этого срока подавляющее большинство владельцев машин становятся клиентами независимых специализированных автосервисов. У них нет таких сильных брэндов, как у фирменных АСЦ, но это не отпугивает владельцев иномарок. Важнее всего для автолюбителей приемлемое соотношение цены и качества ремонта. А техническая база многих независимых сервисов, укомплектованных современным зарубежным диагностическим и ремонтным оборудованием, с успехом позволяет решить эту задачу.

– При определении стоимости нормо-часа ремонта иномарок мы учитываем расценки авторизованных станций техобслуживания, – рассказывает совладелец компании «Кинер» Виталий Терляков. – Но в нашем автосервисе стоимость обслуживания «Мерседесов» на 40% ниже, чем в дилерских центрах, а качество не хуже. Естественно, что большинство владельцев «послегарантийных» автомашин этой марки приезжают в такие сервисы, как наш.

Клиентами независимых сервисных центров становятся и покупатели подержанных иномарок. Как правило, это люди с достатком ниже среднего уровня, и ремонтироваться в дилерских центрах, где нормо-час стоит $75-85, им не по карману. Но при этом не считают зазорным обслуживать свой автопарк в независимых автосервисах и достаточно большие фирмы. Например, в компании «VDV-Сервис» корпоративные клиенты составляют 40% всей клиентуры.

– В нашем автосервисе нормо-час на ремонт иномарки равен $26, – говорит генеральный директор «VDV-Сервиса» Николай Романенко. – За эти деньги мы проводим компьютерную диагностику и весь комплекс ремонтных работ – от кузовного ремонта до ремонта двигателя, коробки передач или покраски.

Зарубежных производителей, под марками которых в России работают авторизованные техцентры, вполне устраивает наличие независимых конкурентов, специализирующихся на обслуживании зарубежных авто. Объясняется это просто: львиная доля реализации запчастей и комплектующих к иномаркам – до 80% – приходится именно на независимые станции технического обслуживания. По некоторым оценкам, в год россияне покупают запчастей для иномарок на 600 млн. евро, а столичные автовладельцы иномарок – на сумму свыше 100 млн. евро.

– Авторизованные дилерские сервисы будут создаваться в Москве еще в течение пяти-семи лет, – уверен Николай Романенко. – Но наряду с этим «на вторых ролях» всегда будут существовать и независимые специализированные СТО, потому что они удачно занимают свою рыночную нишу и ориентированы на обслуживание довольно большой группы клиентов.

– Бывают случаи, когда авторизованные центры, не справляясь с нагрузкой, передают независимым сервисам выполнение работ по ремонту кузовов на условиях аутсорсинга, – добавляет генеральный директор компании «ЯузаМоторс» Владимир Фомин.

Таким образом, авторизованные сервисы и независимые СТО – не конкуренты, а взаимно дополняющие друг друга звенья.

Конечно, авторизоваться под брэндом известного зарубежного производителя выгодно. Ведь в этом случае сервис получает право торговать его машинами, а это дополнительный источник солидных доходов. Но не все автосервисы способны выдержать строгий экзамен, чтобы получить право работать под известным брэндом. Для этого необходимо иметь производственные площади в собственности или долгосрочной аренде, обслуживать клиентов по стандартам и расценкам, установленным производителем. У многих компаний просто нет для этого средств. В организацию автосервиса на уровне мировых требований нужно порой вложить $2-3 млн.

Перспективы сетевого формата

В Москве и в России в целом практически не развит сегмент сетевых сервисов, работающих под единым брэндом. У нас пока нет ни одной сети автотехобслуживания национального масштаба. Дилерские авторизованные сервисные центры нельзя назвать даже реальными зачатками сетей, поскольку их стратегическая задача – продажа автомобилей. А существующие сетевые компании, специализирующиеся на ремонте – например, «Одолень», «Юнит», «ACGo!», – пока невелики.

Западных сетей на рынке авторемонтных услуг тоже очень мало, если не брать в расчет так называемые «псевдосети». Это сервисы, которые с разрешения западных компаний используют их фирменное наименование. Иностранцы идут на этот шаг ради повышения сбыта своей продукции в России, но при этом не ведут никакого контроля за качеством оказываемых услуг.

Впрочем, медленно, но верно процесс создания сетей западными компаниями все же идет. Так, в прошлом году на российский рынок вышла европейская сеть автосервисов Autodistribution International, имеющая в Европе 19 тыс. станций техобслуживания. Сеть предлагает независимым российским сервисам, специализирующимся на обслуживании иномарок, работать под ее брэндом. За это они должны закупать запчасти только у дистрибьюторов Autodistribution International и соблюдать единые внутрисетевые стандарты обслуживания клиентов.

Владелец компании «ACGo!» Андрей Новгородцев считает создание сетей автосервисов наиболее перспективным направлением развития бизнеса.

– В ближайшем будущем сетевые СТО, работающие под единым брэндом в нескольких регионах и оказывающие услуги высокого качества, могут занять до 60% рынка, – уверен Новгородцев.

Аналогичного мнения придерживаются и топ-менеджеры российской компании «ЯузаМоторс». Компания уже испытала в Перми свою модель автосервиса и теперь намерена выстраивать сеть из таких станций в Москве под собственным брэндом.

– Мы считаем, что формат автосервисов, работающих по единым внутрифирменным стандартам, очень востребован на рынке, – говорит председатель совета директоров и совладелец компании «ЯузаМоторс» Дмитрий Грейлих. – По уровню цен наша сеть должна занять промежуточное положение между так называемыми «серыми» гаражными сервисами и авторизованными центрами. Клиентами сети станут владельцы постгарантийных машин немецкого и японского производства – этих иномарок в столице больше всего.

Сеть «ЯузаМоторс» будет развиваться самостоятельно. Прибегать на нынешнем этапе к помощи франчайзинга в компании считают преждевременным.

– По нашему мнению, сети автосервисов пока не готовы к франчайзингу, – утверждает генеральный директор и совладелец «ЯузаМоторс» Владимир Фомин. – Контролировать качество работ, выполняемых франчайзи, на нашем рынке очень сложно. А качество – это основное условие поддержания имиджа брэнда на высоком уровне.

Согласен с этим и Андрей Новгородцев. По его мнению, широкое применение франчайзинговых схем для построения сетей автосервисов станет актуальным только через три-пять лет.

Технология + культура обслуживания

Поскольку требования клиентов к качеству ремонта постоянно растут, на рынке происходит регулярный отсев технически отсталых автосервисов.

– На московском рынке идет постоянный процесс обновления игроков по принципу «сообщающихся сосудов», – говорит Николай Романенко. – Сколько предприятий разоряется, столько же примерно создается новых.

Впрочем, специалисты предполагают, что в ближайшее время темпы появления новых компаний заметно снизятся.

– Для создания современного автосервиса, оказывающего широкий комплекс качественных услуг, требуется вложить не менее $700 тысяч, – считает Андрей Новгородцев. – Это очень высокий порог для большинства частных инвесторов.

Большинство серьезных сервисов стараются предложить клиентам полный комплекс услуг. Это один из важнейших факторов привлечения и последующего удержания клиентов. Но справедливости ради надо сказать, что в последнее время технократические факторы борьбы за клиента постепенно отходят на второй план. А на первое место выходит культура обслуживания.

– Отказать автовладельцу в выполнении какой-то услуги по причине ее отсутствия в прейскуранте – значит, навсегда лишиться этого клиента, – говорит совладелец компании «Кинер» Виталий Терляков. – Если мы не в состоянии что-то сделать сами – например, перешить кожаный салон, – мы приглашаем специалиста, который делает это на нашей территории. Клиенту не приходится куда-то ехать за этой услугой, и он остается нашим приверженцем.

Автосервисы быстро перенимают друг у друга все новые «фишки», помогающие расширять и удерживать клиентскую базу. Последний профессиональный шик – поставить машину на ремонт без предварительной записи и при этом предоставить клиенту напрокат другой автомобиль, чтобы во время ремонта он не оставался «безлошадным». Многие успешные автосервисы готовы по звонку постоянного клиента выехать к нему на место поломки или выслать эвакуатор, чтобы доставить машину на СТО.

Дополнительные доходы

Само по себе техническое обслуживание автомобилей не было бы прибыльным бизнесом, если бы сервисы занимались только ремонтными работами. Много ли можно заработать, например, на обслуживании «Жигулей» и «Москвичей» при стоимости нормо-часа $6? Поэтому больше половины прибыли автосервисы получают от продажи запасных частей, используемых при ремонте машины. На каждой станции техобслуживания есть склад наиболее ходовых деталей и агрегатов. Обычно ассортимент формирует руководитель сервиса, опираясь на свой опыт. Но чтобы иметь конкурентное преимущество перед менее расторопными конкурентами, стандартного набора недостаточно. Надо уметь быстро доставать любые запчасти, понадобившиеся клиенту. Для этого в договорах с дистрибьюторами успешные автосервисы стараются фиксировать сроки поставки редких или временно отсутствующих в сервисе узлов.

Некоторые независимые автосервисы пополняют свою кассу за счет торговли подержанными машинами. Они скупают «битые» автомобили, восстанавливают их и потом выставляют на продажу.

– Это хороший способ загружать производственные мощности в периоды наименьшего спроса на ремонтные услуги, – говорит совладелец компании «ЯузаМоторс» Дмитрий Грейлих. – Обычно клиентов становится меньше в период летних отпусков, а также в январе и мае. Когда заказов мало, мастера занимаются ремонтом неисправных машин, приобретенных на вторичном рынке. Это очень рациональный подход. Во-первых, не простаивает оборудование. Во-вторых, после продажи восстановленной машины фирма получает прибыль.

Земельный вопрос

Сегодня большинство станций техобслуживания располагаются на арендованных у города площадях. Стоит аренда дорого. Это сильно тормозит развитие рынка.

– Сервисы сильно зависят от арендодателя, который периодически меняет расценки, – говорит Дмитрий Грейлих. – В долгосрочной перспективе это грозит тем, что на столичном рынке будут успешно существовать только два вида автосервисов: авторизованные дилеры и высокотехнологичные независимые станции, имеющие обширную клиентскую базу.

Впрочем, у «проблемы площадей» есть еще одно решение. Уже сейчас некоторые столичные компании планируют переселиться в Московскую область или расширять здесь свой бизнес.

– Держать автосервис на подмосковных землях – вблизи магистралей – и дешевле, и организационно проще: не нужно собирать кипы документов, которые требуются в Москве, – считает совладелец компании «Кинер» Виталий Терляков. – А клиентура и здесь найдется: в области много коттеджных поселков, где на один дом приходится как минимум две машины. Кроме того, можно сделать расценки на услуги сервиса пониже столичных. Тогда даже москвичи не сочтут за труд проехать лишние 5-10 км, чтобы сэкономить на ремонте.

Хорошая тенденция: конструкция авто усложняется

Аналитика свидетельствует, что россияне медленно, но верно пересаживаются за руль иномарок. Собственного надежного народного автомобиля отечественному автопрому создать так и не удалось. Поэтому в 2003 году продажи российских автомобилей увеличились лишь на 3%, тогда как импорт новых автомобилей возрос на 45%, а производство иностранных марок внутри России – в пять раз. Зарубежные компании, развивающие производство в нашей стране, полагают, что россияне будут активно покупать их автомобили, если они будут стоить в пределах $7-10 тыс. Способствует росту спроса на иномарки и развитие кредитования населения. По мнению экспертов автомобильного рынка, к 2010 году доля иномарок в частном легковом парке россиян составит 65%.

Сегодня в России 17 млн. легковых автомобилей. По прогнозам аналитиков автомобильного рынка, к 2015 году во владении у россиян будет уже 50 млн. легковых авто. Поэтому без работы автосервисы не останутся. Более того, их роль будет возрастать по мере усложнения «начинки» машин. Уже сегодня многие из тех, кто рулит иномарками, не интересуются, что у авто находится под капотом. И не потому, что руки не из того места растут. Просто машины все больше оснащаются электроникой, разобраться в которой могут только специалисты.

Владельцам автосервисов эта тенденция только на руку.

– В прошлом году только в связи со сменой модельных рядов некоторых марок мы увеличили оборот нашего автосервиса на 30%, – свидетельствует Николай Романенко.

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБОРОТЕ АВТОСЕРВИСА
  • Шиномонтажные и балансировочные работы – 9%
  • Контрольно-диагностические услуги – 4%
  • Электротехнические работы – 4%
  • Смазочно-заправочные работы – 6%
  • Продажа запчастей – 12%
  • Покрасочные работы – 28%
  • Кузовные работы – 18%
  • Слесарные работы – 19%
Источник: «Магазин готового бизнеса». Статистика московского рынка.

ОРИЕНТИРЫ

Московские автосервисы: статистика и тенденции

Объем рынка

$2,9 млрд. (в 2003 году, без учета продажи автозапчастей).
В среднем один автовладелец тратит на ремонт и обслуживание своей машины около $200 в год.

Темпы роста

В среднем – 20% в год (за последние годы).

Насыщенность рынка

В Москве насчитывается 2500 автосервисов.
В структуре рынка выделяется три основных сегмента.
Авторизованные сервисы. Обычно специализируются на обслуживании какой-то одной марки автомобиля. Такие компании имеют партнерские отношения с зарубежными автопроизводителями или их официальными дилерами.
Одиночные сервисные пункты. Оказывают те же услуги, что авторизованные сервисы, но держат цены на 20-30% ниже.
Сетевые автосервисы. Этот сегмент развит слабее всего.

Идеальный автосервис*

– Территория: площадь от 1000 кв. м.
– Местоположение: рядом с автомагистралями, АЗС, гаражными комплексами.
– Реклама: в близлежащем районе должны быть размещены щиты, растяжки, указатели, информирующие потенциальных клиентов об услугах сервиса.
– Оборудование: наличие автомойки и не менее шести ремонтных постов.
– Коммерческие связи: отлаженные каналы поставки запчастей.

* По запросам потенциальных инвесторов. 
 
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ПРИБЫЛЬ АВТОСЕРВИСА
 
Авторизованный сервис - более $10000
Сетевой сервис - $5000-7000
Одиночный сервисный пункт - $2000-12000
Сервис индивидуального предпринимателя - $800-1200